0
2586
Газета Культура Интернет-версия

30.07.2013 00:01:00

Что останется на полях

Тэги: фестиваль, архстояние, калуга


фестиваль, архстояние, калуга Перформанс Оли Кройтор, несомненно, привлек внимание публики. Фото с официального сайта фестиваля в социальной сети Facebook

В Калужской области начался традиционный фестиваль «Архстояние». Вырвавшиеся на природу горожане осваивают пространство парка с помощью современного искусства, попадают в иные измерения и начинают верить в чудеса.
В этом году посетители фестиваля могли увидеть, как выглядит легендарный рояль в кустах. Он зеленого цвета, именуется инсталляцией «Голос леса» (авторы – Electroboutique) и при нажатии на клавиши издает звуки природы – жужжание насекомых, щебет птиц и пр.  На рояле мог играть каждый желающий. Иногда туда приходил музыкант Петр Айду в образе лесного страшилища и играл на чудо-инструменте настоящую музыку леса.
Кроме жужжащего и рычащего рояля мы услышали болтающие на огороде овощи. Арбуз спел написанную в хрущевские времена песню сорняков, мечтающих уничтожить кукурузу. Инсталляция «Общение овощей» от АБ «Обледенение архитекторов» настолько растрогала посетителей фестиваля, что они активно вносили свои вклады в современное искусство. Пытались найти общий язык с овощами, выкладывали на грядки собранные грибы. Самым горячим поклонникам достались проценты по вкладам – они унесли на добрую память звуковую аппаратуру из некоторых овощей.
Возможности для соавторства давала и саунд-инсталляция «Вавилонский водопровод». Лабиринт из водопроводных труб, переплетенных над водой, прозвали «Фонтан». Звуки и фразы, произнесенные в трубы посетителями, благодаря вмонтированным в трубы динамикам, искажались до полной неузнаваемости. Народная тропа к фонтану не зарастала, и он беспрестанно рокотал не хуже ниагарского водопада.
«Выход из леса» – перформанс, давший название «Архстоянию-2013», по пафосу сопоставим с прошлогодним «Поцелуем дерева» Андрея Бартенева. Только если Бартенев выпустил в леса милых зеленых человечков с белыми ветвями, то теперь перемещались в полном молчании босые люди в черных костюмах – то ли санкционированный митинг офисного планктона, то ли рекламное шествие от фирмы гробовщика Безенчука. Заставляет задуматься о вечном, чего и добивались авторы из Poematheatre.
Французский художник Ксавье Жюйо, один из самых известных в мире специалистов по скай-арту, создал в небе гигантскую инсталляцию – над полем развевались длинные надувные «змеи», напоминающие о религии Летающего макаронного монстра. Зрелище впечатляющее!
«Архстояние-2013» позиционируется как диалог «различных видов актуального искусства» и все дальше уходит от ленд-арт в его классическом понимании. В этом году на фестивале, по замыслу организаторов, искусственно имитировалась урбанизированная жизнь. Куратор, архитектор Антон Кочуркин поясняет: «Это ироничное проявление городской культуры в парке – у нас появились библиотека, музей, театр, фонтан на главной площади, все работало как единый организм, как в любом городе». Отказ от новых архитектурных элементов, за который «Архстояние» осуждают архитектурные критики, в этом плане концептуален. Может быть, следующим шагом будет переименование фестиваля ландшафтных объектов в фестиваль арт-проектов в ландшафте.
С городских арт-площадок в лес вошли камерные перформансы. Лежавшая в земле под стеклянной крышей обнаженная Оля Кройтор, сокрытая, как леди Годива, только длинными волосами, в отличие от легендарной графини, спасала свой народ методами психоделических практик. Неподалеку в сети типа авоська-гранд висел также обнаженный Федор Павлов-Андреевич, которого не самые просвещенные граждане окрестили «мужем той голой тетки». А это был «Домик подвешенного» между небом и землей автора. Подобное мы видели не раз: от эпического короля Гунтера, подвешенного в первую брачную ночь на крюк непокорной женой Брунгильдой, до перформанса Андрея Кузькина в Stella Art Foundation несколько лет назад.
Молодой немецкий художник Юлиус фон Бисмарк создал инсталляцию «Две сферы» – символ фестиваля. Летящий с высоты в 15 метров четырехтонный груз заставлял землю колебаться, а окружающих вздрагивать. Каждые полчаса автокран поднимал груз и швырял его на землю. Антон Кочуркин объяснил: «Это проект о взаимодействии человека и ландшафта, показанном нетривиальным способом. Объект оставляет сильное эмоциональное переживание через осязание – мы можем острее прочувствовать сотрясение двух сфер – земли и созданного человеком груза».
Журналисты, которые поближе придвинулись к заграждению, получили сильное эмоциональное переживание, когда гигантский груз шандарахнулся в мокрую после дождя землю. Природа вступила во взаимодействие с фотоаппаратами, одеждой и лицами зрителей, заляпав все жидкой грязью. А говорят, что это журналисты оплевывают окружающих! На вопрос, не является ли Юлиус потомком Отто фон Бисмарка, мы получили утвердительный ответ, и тогда все стало на свои места. Первый рейхсканцлер Германской империи наверняка витал над арт-объектом и потирал ладони, размышляя над отмщением за Первую мировую войну. Хотя сам Юлиус об этом мог и не подозревать, он рассказал мне, что учил русский язык, полюбил просторы Никола-Ленивца и что счастлив представить в России свои объекты.
После покупки фестивальных земель Максимом Ноготковым здесь появилось много новых проектов. Самый значительный из них – арт-резиденции в деревне Звизжи. На фестивале представили созданный там проект голландской художницы Вапке Феенстра «Сделано в Звизжи». Из фотографий авторства местных жителей Вапке создала серию открыток. На территории деревни посадили голландские овощи и цветы, возрождая  практику школьного огорода, за которым ухаживают ученики. Овощи и предметы, сделанные руками крестьян, продают в новом сельском магазине. Не в этом ли главный смысл того, что делалось и делается на земле «Архстояния»? Горожане, привлеченные фестивалем, выходят из леса, возвращаются из иных измерений и начинают огородничать всерьез. На российских полях остаются объекты искусства, которые помогали строить местные жители, и урожай не только из искусственных овощей.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1176
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1128
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1380
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1131

Другие новости