В Светлогорске (Калининградская область) прошел Первый форум молодых композиторов. Трехдневное мероприятие было организовано Молодежным отделением (МолОт) Союза композиторов РФ и включало концерты, семинары, прослушивания, конференции и, конечно, неформальное общение юных музыкантов со всех уголков постсоветского пространства. Об итогах Форума Сергею Уварову специально для «НГ» рассказал автор идеи и куратор этого мероприятия — композитор Ярослав Судзиловский, с 2009 года возглавляющий МолОт.
— Ярослав, расскажите о том, что было на Форуме, и оцените его результаты.
— На Форуме было много композиторов и музыковедов из разных республик бывшего Советского Союза — из Туркмении, Армении, Белоруссии, России. Причем, Россия была представлена не только московскими музыкантами, но и талантами из Татарстана, Карелии, Нижнего Новгорода, Кабардино-Балкарии… Как мы и предполагали, проблематика жизни композиторов везде одинаковая, и можно сказать, что все композиторы говорят на одном языке, то есть взаимопонимание идеальное. А что касается оценки, я бы сказал так: блин не комом. Это первый семинар, который проходит в формате древнегреческих «платоновских академий»: не какой-то дядя чему-то учил, а композиторы общались как равные, нередко на природе. Получилось такое братское сообщество, в котором, конечно, некоторые «братья» имеют больше опыта, есть «братья», которые только входят в это… Но все имеют равное право высказывания, без какой-либо цензуры и субординации. У нас были абсолютно разные тематики, но в конечном счете все наши круглые столы, наши прослушивания-просмотры — это такая лаборатория по производству мыслей, я бы так это назвал. Потому что для композитора очень важно компоновать структуру мысли, отсюда дальше уже вытекает и музыкальное творчество, и философия, и жизненная позиция.
— Что должен представлять собой композитор в XXI веке?
— Он должен быть компоновщиком жизненного пространства человека. Он может отталкиваться от музыкального искусства как стартовой профессии, но дальше элемент композиции будет уже во всем — расстановка предметов на столе, строительство дома, создание вероучения, политическая программа, стратегия развития, философия, генетика… Все, что породила человеческая цивилизация к XXI веку, должно быть предметом профессионального интереса композитора. В рамках Форума мы приняли Стратегию-XXI: это наш первый манифест МолОта. В нем мы провозгласили новую концепцию композитора XXI века как универсальной фигуры, которая будет отличаться от нынешнего узкоцехового понимания композитора как мастера по комбинированию музыкальных звуков. Композиция — это фундаментальный род деятельности.
— То есть композитор — это такая над-профессия, сверх-профессия?
— В общем, да. Композиция вообще может стать ведущей профессией. Поэтому я и говорю, что для композитора самое главное — это организация хода мыслей. Если есть у тебя четкие установки, как самому куда-то двигаться, искусство твое уже идет за тобой и ведет за собой все остальные жизненные процессы.
— Насколько те молодые композиторы, которые были на форуме, готовы к этой роли и насколько они соответствуют тем задачам, которые вы ставите сегодня перед композиторами?
— Иногда человека важно в чем-то лишить права выбора. Потому что вместе с этим ты лишаешь человека огромного количества глупых мыслей и сомнений. И в данном случае у композитора на сегодняшний день выбора нет — он должен двигаться по этому пути. Иначе он исчезнет как динозавр. Потому что звуки сегодня может компоновать кто угодно, и это зачастую получается даже лучше, чем делают профессиональные композиторы.
— Речь о любительстве, музыкальной графомании?
— Не только. Об электронной музыке, о звуковой инженерии, о медиакультуре… Это тоже проявления звуковой композиции, но это же не та классическая композиция, в понимании XIX или XVIII века.
— То, что вы описали, предполагает очень большое влияние композитора на жизнь человеческого общества в целом. Для этого композитор должен стать очень влиятельной фигурой. Как тем юным и пока еще не очень известным талантам, которые были на форуме, добиться этого?
— Прежде всего, начать работать над собой. Конечно, все подряд такую ношу не потянут. Я вообще не знаю, кто из них ее потянет. Это действительно тяжело. Потому что должна быть очень широкая разносторонность взглядов и интересов. Есть, конечно, исключения — например, люди, которые сидят и с утра до ночи пишут музыку. И делают это очень хорошо. Ну и замечательно, не надо здесь ничего менять, пусть пишут. Если он действительно такой фанат, значит это его путь, он будет композитором узкого направления. Но должны быть и композиторы более широкого направления, которые хотят чего-то большего, чем просто компоновать звуки. Например, они видят, что современный человек представляет собой полного дегенерата. Композитор живет среди людей, ездит в общественном транспорте, видит эти немыслимые физиономии, на которых написан их «интеллект». Композитора начинает это бесить, и он понимает, что звуками он не сможет изменить эволюцию. Но он может, например, заниматься композицией в генетике, почему нет? Ведь человек — это такая же соната или музыкальный звук.
— Но все это невозможно без базового освоения профессии. На каком уровне сегодня музыкальная образованность молодого композитора, чисто профессиональное оснащение?
— Сейчас у нас нет проблемы музыкальной безграмотности, я совершенно ответственно это заявляю. За последние пять-шесть лет общими усилиями различных людей и организаций сделана большая работа для ликвидации информационного вакуума в среде композиторов, который еще был в начале 2000-х. Сейчас в каждом российском регионе, где есть консерватории, как-то умеют (с горем пополам, конечно) работать практически во всех манерах и направления. То есть проблематика «как сделать» отходит на второй план, потому что этому вопросу было посвящено много усилий, и есть результат. Теперь самый главный вопрос — «зачем». И на этот вопрос нет ответа ни у кого: ни у мэтров, ни у «метров с кепкой».
— Появился ли он у тех композиторов, которые были на Форуме?
— Он не может вот так сразу появиться. Но я очень надеюсь, что люди, которые побывали на Форуме, хотя бы сделали первый шаг в этом направлении.
— Насколько ваши идеи оказались близки участникам форума?
— Если эти идеи оказались им действительно близки, то они не будут об этом кричать, а молча задумаются, и мы увидим это по творческому результату.
— Кто сегодня идет в композиторы?
— С горестью отвечу: черт знает кто идет в композиторы. Сброд страшный! Отсева практически никакого не происходит, и это катастрофа, потому что де-факто отсев потом уже происходит жизненным путем, когда человек заканчивает вуз и меняет профессию. Но тогда возникает вопрос: зачем потрачены государственные средства? Требования к людям, которые идут в композицию, должны быть гораздо жестче! Другое дело, что в основном остаются на плаву люди, которые шли сюда сознательно. Хотя тоже не всегда: бывает, что на плаву остается то, что не тонет.
— Есть ли что-то, что объединяет современных композиторов?
— Да. Это осознание проблем. Все осознают проблемы, которые сегодня стоят перед композиторами. И еще объединяет желание что-то изменить. Хотя оно в принципе должно быть у любого мыслящего человека.