0
6087
Газета Культура Интернет-версия

05.04.2015 15:18:00

Не говорить с детьми о смерти

Тэги: золотая маска, ибрагимов, корчак, матвиенко, фильштинский, театр, театр кукол


золотая маска, ибрагимов, корчак, матвиенко, фильштинский, театр, театр кукол

Cтарые кожаные чемоданы, поставленные на попа, крошечные куколки с печальными лицами, изображающие взрослых и детей из большой семьи варшавских евреев, витражное окошко католической церкви, немножко искусственного снега – вот и все обжитое (но и театральное – рука Эмиля Капелюша видна в жесткой устойчивости композиции и теплом, темном свете) убранство спектакля Евгения Ибрагимова, который в качестве материала взял два прозаических текста Януша Корчака, выдающегося педагога и замечательного писателя, в 1942 году вместе со своими воспитанниками погибшего в Треблинке.

Тайным, но прозрачным подтекстом рассказов мальчика Владека (Тарас Бибич) о своем детстве, является страшный конец всех героев и самого автора в газовой камере. И хотя впрямую об этом трагическом будущем не сказано ни полслова – разве что в скрипичной партии петербургского музыканта Бориса Кипниса, который сидит в уголке сцены и изредка «комментирует» происходящее, – думаешь о нем каждую минуту спектакля. Еще только начиная работать над Корчаком, режиссер Ибрагимов говорил, что хочет следовать одному из его заветов – даже перед концом не говорить с детьми о смерти, а вспоминать их счастливое прошлое. Раскрывая внутренности чемоданов, где прячутся длинные лестничные пролеты окраинной Варшавы, куда в кризис вынуждены съехать родители Владека, и фрагмент комнаты с комодом из старой квартиры, вешая изъеденное молью бирюзовое платье матери на вешалку, режиссер предъявляет нам вещественные доказательства чужого прошлого – и эти предметы, «улики», свидетельствуют против безжалостности тех, кто вмешался и разрушил чьи-то жизни.

Переезд – это всегда интересно. Пожар – мечта любого мальчика. Создать «Союз рыцарей чести», где будет свой детский парламент и свой кодекс чести (отдать карамельку ребенку-инвалиду из твоего двора, не брать чужого, не мучать животных) – вот это дело! Тарас Бибич, выпускник мастерской Вениамина Фильштинского питерской Театральной Академии, щеголяя то грубостью, то наивностью, рассказывает и показывает, беря в руки куколок и передвигая их с «крыши дома» на «каток», из «школьного класса» на «танцплощадку», наконец, взлетая с ними в воздух, историю без скидки на внешнюю детскость своего героя, но транслируя его простодушие и открытость. Он взрослый, этот Владек, просто потому, что уже знает про тяжелые обстоятельства потерявшего работу отца и своими ушами слышал, как толстая бездетная хозяйка лавки, нанявшая его подсчитывать выручку, просит у матери удочерить их малютку Абу. Наконец, он взрослеет в тот день, когда вся семья, оторопевшая от горя, не вышла за весь день на улицу, потому что умер от болезни его младший брат. «Об этом я не хочу говорить», – в отчаянии махнув рукой, бросает Владек, но на самом деле весь спектакль Ибрагимова – о том, что говорить нужно.

Спектакль, сделанный одним из самых талантливых российских кукольников (живущим, правда, в Чехии), на деле уходит от чисто кукольной «парадигмы» – объекты и куклы, сделанные Натальей Мишиной, здесь являются подспорьем для актера, но сами по себе неподвижны. Но их застывшее присутствие становится сильнейшим эмоциональным фоном, на котором разворачивается во времени и пространстве история взросления мальчика в ситуации уродливой мутации современного ему мира. Эти кукольные копии конкретных людей, чьи лица мы могли бы увидеть в чужом семейном альбоме, и есть безмолвные свидетели. На руках у матери – сверток с малышом. Рядом – тот самый младший брат, который скоро умрет. С другой стороны – отец, который, если иметь в виду собственную биографию Корчака, сойдет с ума. Поставив рядом живое и мертвое, настоящее и прошлое, смешное и печальное, Ибрагимов поместил нас в точку незнания – тот самый момент, когда ты еще не стал взрослым и можешь захотеть навсегда остаться маленьким. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1783
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1582
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1800
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1507

Другие новости