0
3282
Газета Культура Интернет-версия

26.10.2015 00:01:00

Ассоциация музыкальных театров России создает "нового человека"

Тэги: музыкальные театры, конференция, дети, молодежь, зритель, воспитание


музыкальные театры, конференция, дети, молодежь, зритель, воспитание Презентация режиссёров и композиторов в Оперетте Фото Елены Лапиной

Московский Театр имени Наталии Сац под патронатом Министерства культуры провёл очередную конференцию Ассоциации музыкальных театров России. Художественный руководитель театра, режиссёр Георгий Исаакян возглавляет это объединение музыкально-театральной общественности, ему и принадлежит идея такого московского «съезда», благодаря которому директора, завлиты и другие представители художественного руководства четырёх десятков театров России и ближнего зарубежья собрались в столице. Программа конференции включала как закрытые заседания для глав театров, так и общедоступные семинары, которые с интересом посещали самые разные слушатели: от студентов и педагогов профильных ВУЗов до артистов, художников и преподавателей школ.

На Малой сцене Театра Сац проходили разнообразные практические семинары, посвящённых выстраиванию взаимоотношений с детской и подростковой аудиторией. И в этом заключалась не только дань театру, который отмечает своё пятидесятилетие и стал основным организатором проекта. Привлечение к театру детей и юношества – это воспитание будущего зрителя, без формирования которого нет будущего и у самого театра. Поэтому особое внимание было обращено на выступления немецких гостей, представивших своеобразные инновационные методы по работе с молодёжью. Основатели единственного в Германии независимого детского театра o.N Вера Штробель и Дагмар Домрёз рассказали, что к ним в театр приходят как подготовленные, так и совершенно не знающие что такое театральное искусство зрители. Привлекаются дети из неблагополучных семей, с которыми разыгрываются импровизационные интерактивные спектакли. Вернее, этакие сцены, зарисовки из жизни. Но дети в них изображают не себя, а разыгрывают сюжеты от имени персонажей – животных, неведомых существ. Такое дистанцирование позволяет говорить откровеннее и становится настоящим психотренингом. Кто-то, изображая попугая, рассказывает, что ему забывают дать воды, потому что хозяева птицы (идентифицируемые с родителями ребёнка) постоянно увлечены компьютером. А персонаж другого зрителя-артиста, хомяк, не получает еду, а только лишь вино, таковы вкусы в его семье… От услышанного становилось, порой, не по себе, но такой вид социального театра, несомненно, важен и такое приобщение к театральному искусству находит самый непосредственный отклик у подростков.

О необходимости создания нового, актуального репертуара для тинэйджеров говорили и отечественные театральные деятели. Репертуар, который по-настоящему бы увлёк тех, кто вступает во взрослую жизнь, очень скуден, талантливые произведения для молодёжи – редкость. Потому столь высокое внимание было обращено к презентациям проектов молодых композиторов и режиссёров, многие из которых адресовали свои работы именно подростковой аудитории. Презентации проходили в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также в Московском театре оперетты. Наблюдать за полётом фантазии молодых композиторов было отрадно – охват сюжетов и смелость их воплощения поражали. На суд взыскательным руководителям театров были вынесены самые разные сочинения. Одно перечисление их названий говорит само за себя: детские оперы по сказкам Чуковского Татьяны Шатковской-Айзенберг, опера «Данко» Ивана Гостева, предпосланная к грядущему юбилею Максима Горького, средневековая менестрельная сказка Сергея Зятькова «Окасеен и Николетт», опера-балет «Царица пчёл» Вячеслава Одаховского, балеты для подростков «Алиса в стране чудес» Олеси Евстратовой и «Чарли и Мария» Артёма Васильева. Очень разнообразны по стилистике были мюзиклы. Одни претворяли в совершенно невероятных ракурсах знаменитые сказки: «Морозко» Александра Суворова, «Золушка» Сергея Плешака, радикально была переосмыслена «Снежная королева», переименованная композитором Вячеславом Осьмининым в «Герду». Подростковой аудитории были адресованы мюзиклы «Крошка Цахес» Сергея Беляева и «Неточка Незванова» на музыку Антона Светличного и либретто Сергея Морозова. Последняя работа была представлена столь убедительно, что тут же получила предложение на постановку от Свердловского театра музкомедии. Впрочем, творческие контакты и импульсы к воплощению замыслов получили большинство авторов. Кто-то из директоров театров нашёл своего композитора, кто-то – либреттиста, кто-то – идеи для будущих постановок.

Отдельной презентации удостоились работы режиссёров, которых было всего три. Но каждая представляла собой фрагменты почти готового спектакля, хотя на подготовку показа постановщикам были отведены всего три часа для работы с артистами и техническим персоналом Театра оперетты, который предоставил свои творческие и технические ресурсы для этой презентации. Режиссёры представили новые, нестандартные и способные вызвать отклик у молодёжи трактовки академических сюжетов. Философской легендой стала сказка «Питер Пэн» в музыкальном спектакле Анны Морозовой, в актуальное музыкальное ревю превратил оперетту «Москва, Черёмушки» Александр Лабырич, мюзикл Марии Литвиновой «История льва Алоиса» знакомила с редким литературным первоисточником – одноимённой притчей Густава Майринка, а рок-опера «Пять планет Маленького принца» Дмитрия Гаркави предлагала совершенно новую, глубокую и драматичную трактовку знаменитого сюжета Сент-Экзюпери.

На Малой сцене Театра Сац, параллельно презентациям проектов композиторов и режиссёров, проходили, пожалуй, самые живые и неформальные семинары. Сценограф Эрнст Гейдельбрехт провёл серьёзный доклад на тему «Место художника в современном театре» столь нестандартно, что зал неоднократно взрывался смехом и аплодисментами. А кукловод и актриса Идуна Хеген заставила всех участников семинаров рассесться на сцене в круг и заняться… вырезанием и склеиванием поделок из газетной бумаги. Получившимся неведомым существам надо было дать имена, а затем совместно с партнёром разыграть сценки с участием своих героев. Серьёзные люди, завлиты, педагоги, помощники директоров театров, словно превращались в детей, и со смехом и шутками, придумывали причудливые истории, героями которых становились сделанные ими неведомые создания: Котокоп, Шустрик-электровеник, Сомолёто-динозавр, Зайце-птиц… Для такой реализации творческого, креативного потенциала Идуна Хеген и придумала свою интерактивную игру. Финалом этого творческого мастер-класса стало склеивание всех поделок в некую общую фигуру, очертания которой напоминали человеческие, и, видимо, поэтому это новое создание решено было назвать Neumann («новый человек» - нем.).

На итоговом обсуждении в Театре оперетты руководители театров особенно подчёркивали значимость той части конференции, которая знакомила с работами молодых композиторов и режиссёров. Ведь раньше в отечественной практике было принято, что молодые авторы присылали лишь текстовую экспликацию своих работ, и лишь по этому описанию можно было составить впечатление о новых работах. Однако, во всём мире уже давно вошли в практику публичные представления новинок. Так, на Бродвее регулярно устраиваются подобные ярмарки проектов композиторов, в которых специально для продюсеров исполняются фрагменты новых музыкальных спектаклей, и промоутеры могут отобрать для себя будущие постановки. Похоже, в Москве такой площадкой для непосредственного контакта станут конференции Ассоциации музыкальных театров России, главным смыслом которых и является создание различных форм и возможностей творческого общения. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1450
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1654
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1765
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4074

Другие новости