0
2245
Газета Культура Интернет-версия

28.03.2016 12:25:00

Матрица предательства. Спектакль «Павел I» в ЦДА им. Яблочкиной

Тэги: спектакль, павел i, дом актера, александр сеплярский


Спектакль по пьесе Александра Сеплярского «Павел I» играют в Доме актера на Арбате в рамках проекта «Открытая история. Театр». Режиссер спектакля - Захар Хунгуреев, ученик Владимира Мирзоева, занял в спектакле таких же, как и он, выпускников московского Института театрального искусства.

Структура пьесы следует за историческим сюжетом. В первом действии – история детства и становления характера Павла, во втором Павел – глава государства. Хотя исторические контексты присутствуют и очевидны, акцент сделан на психологических аспектах в соответствие с пословицей «посеешь характер – пожнешь судьбу»: вначале это - искаженное обстоятельствами становление, затем тотальное разрушение... Трудно не согласиться с автором: причина банальна и извечна – отсутствие любви. Прежде всего материнской.

Страхом и ужасом, скрытым и проявленным, окрашены или подсвечены все сцены спектакля. С увертюры страха и начинается действие: шорохи и голоса в долго длящемся полном мраке темницы, где бесчеловечно гноят Ивана Антоновича: вот возможный финал жизни и юного Павла, его вечный кошмар. Ивана приносят в жертву безопасности царствующей монархини и с ее (не сразу данного) согласия под предлогом пользы Отечеству (зыбкость власти на руку врагам-пруссакам). 

Противоестественность отношений матери и сына подчеркнута травестией: Екатерину играет долговязый мужчина с лицом, покрытым белым гримом, в чепце (одна из лучших актерских работ в этом спектакле), не особенно-то и маскирующий свою мужскую природу, мальчика - нежная молодая девушка с распущенными длинными волосами (если быть точной, то девушек две – одна исполняет трепещущего от отчаяния и негодования мальчика, другая – подросшего и озлобленного, пополневшего Павла-юношу). 

Кроме черного занавеса на сцене разве что грубый помост, второй ярус которого задействован лишь в начале и в конце спектакля. На этом фоне и разворачивается мрачная, безнадежная и такая узнаваемая история отношений матери и сына. Женщина и ее ребенок обречены бороться за жизненно необходимое обоим: ей нужна власть как средство выживания (так она понимает), ему - ее любовь. В этих отношениях мать безжалостно манипулирует сыном, стараясь удержать доминирующую позицию во всем (чего стоит случка друга-наставника с любимой женщиной Павла, отшвыривание всех, к кому привязывается его сердце).

Поначалу она еще вроде бы способна и готова любить свое дитя… Сын тщетно добивается любви безусловной и щедрой, а получает крохи в виде сомнительного позволения жить. Если и обласканным, то весьма двусмысленным образом («не знаю, от кого тебя родила», «хочешь выжить, никогда не показывай свою слабость и никого не жалей»). Шаг за шагом нежная и чувствительная натура Павла загоняется в прокрустово ложе тотальной лжи, все это в конце концов создает основу его психотического характера. «И этот урод мой сын!» - едва ли не последнее, что произносит эта чудовищная в своей жестокости и одиночестве женщина.

В начале второго действия на полу детской катает паровозик и расставляет кукольных солдатиков сорокалетний мужчина, наконец-то ставший императором – заигравшийся недолюбленный мальчик. Этот мужчина-мальчик жаждет стать полезным наконец своему народу, при этом фантастически доверчив к бессовестным лгунам и безжалостен к двум любящим его женщинам. Да, собственно, и его «тронная речь» напоминает окрики фельдфебеля, и вслед за ними начинается марионеточная пляска под звуки старинной бретонской песни, впоследствии ставшей гимном люфтваффе…

Царедворцы не без опаски и ехидства, а то и откровенно глумясь над наивным венценосцем (чего стоит буффонная сцена с выпивкой и закуской на спине у подмятого Павла) обсуждают императорские указы, в которых проявляются то осмысленная забота о благе страны и народа, то абсурдная жестокость... «Я управляю всеми в этой стране, но есть лишь один человек, которым я управлять не могу – я сам», - признается Павел Машеньке, жене, после безжалостного глумления над ней. В финале сцены в ответ на ее стон: «Я люблю тебя!» Павел интересуется: «И тебе не стыдно?» «Нет. Ты хочешь, чтоб я убила себя?» «Нет, ну зачем же» - отвечает он почти добродушно, ведь ясно же, что она и так раздавлена.

Примечательно, что тема соблазна почти в бодрийяровском смысле материализуется, обнаруживает себя в спектакле целым сонмом демониц-суккубов, миловидных дев с ярко накрашенными губами и в белом исподнем. Эти белоснежки – антитеза жене и любовнице Павла, одетым в черное: здесь обычная символика добра и зла - тоже травести, а черное может означать как сокрытое, так и отверженное. Демоницы - они же и своего рода субличности (припомнится и стриндберговский символический театр). Они ластятся к Екатерине в сцене ее смерти и называют «мама», подлаживаются к плетущим заговоры советникам императора, к нему самому и к сыну. Природа соблазна как безвольного потворства такому эротичному Злу с его зыбкостью и текучестью, способностью проникать в малейший засор души, лучше всего передаются женской пластикой. Мужчине легче уступить такой «женщине», чем резонеру-интеллектуалу своего пола, и найденный образ работает и на зрелищность, и на психологию характеров. В финале погибший Павел предстает на помосте в окружении наряженных в подвенечные платья все тех же суккубов: кто-то увидит в этом полную сдачу злу, а кому-то представится преображение образа до небесной просветленности.

В русле представленного развития характеров история с собственным сыном Павла – всего лишь логическое следствие. Никто не хотел убивать – ни отец, ни сын; но напуганный наследник, сам постепенно запутавшийся в сетях обманов, страхов и угроз, всё-таки даёт согласие… а потом вопит, обращаясь в черноту зрительного зала: «Как мне теперь с этим жить?» 

Легко ли вынести натиск страха, этой базовой разрушительной эмоции, зритель может почувствовать и на своей шкуре – хотя бы как тень этого страха, когда, например, император обращается прямо к одному из присутствующих в зале с требованием ответить на какой-то мелочный вопрос, касающийся одежды. Ответ «не знаю» естествен, но почему-то его труднее всего произнести, Как, может быть, жутковато и внимательное заглядывание в большое зеркало, которое ближе к развязке истории проносят вдоль зрительного зала. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
634
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
919
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
729
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
886

Другие новости