0
2463
Газета Культура Интернет-версия

23.06.2016 00:01:00

Котурнов мягкая соломка и шипы

Тэги: платоновский фестиваль искусств, выставка, камерный театр, воронеж


Реконструированный костюм 	Алисы Коонен к «Жирофле-Жирофля». 	Фото с сайта Театрального музея им. А.А. Бахрушина
Реконструированный костюм Алисы Коонен к «Жирофле-Жирофля». Фото с сайта Театрального музея им. А.А. Бахрушина

Платоновский фестиваль искусств, прошедший в Воронеже в шестой раз, завершился, но некоторые из выставок, которые открылись во время форума, еще можно увидеть. Одна из них – «Театр Таирова и Коонен», подготовленная Театральным музеем им. А.А. Бахрушина, работает до 30 июня. Невероятно, но факт: это первая выставка, посвященная Московскому камерному театру, значение которого для истории не только русского, но и мирового театра сложно переоценить.

МКТ неоднократно выезжал на гастроли за границу, в Европу и Америку, и воспринимался там как театр не менее (а в чем-то и более) новаторский и «революционный», нежели МХТ – МХАТ; спектакли Мейерхольда, показанные в других странах уже после их знакомства с МКТ, не произвели такого фурора. «При жизни» Камерный театр устраивал небольшие экспозиции из своего собрания – в фойе своего здания на Тверском бульваре и во время гастролей. Но чтобы отдельная выставка была целиком посвящена МКТ после его закрытия в 1949 году за «эстетство и формализм» – это да, впервые.

МКТ открылся в 1914 году – в эпоху Серебряного века и во время Первой мировой, – прошел через революции, расцвел в авангардные 1920-е, вынужден был приспосабливаться к соцреализму 1930–1940-х, пережил репрессии и Великую Отечественную. Как уместить 35-летнюю историю в одном зале? Организаторы выставки выбрали около дюжины постановок: от «Сакунталы» (1914), открывшей МКТ, до оперы-фарса «Богатыри» (1936), после которой началась травля Таирова. Жаль, что экспозиция почти не снабжена справочными текстами и о той же трагической роли «Богатырей» простой посетитель не узнает. Поспектакльная логика настраивает на то, что мы проследим эволюцию отношений Таирова с художниками. Сценографии режиссер всегда уделял огромное значение. Александра Экстер, Вера Мухина, Любовь Попова, Александр Веснин, Георгий Якулов, братья Стенберг – это неполный перечень выдающихся художников, работавших в МКТ. Эта тема – «эволюция отношений» – скорее заявлена, до решения не доведена. На зимней выставке в Бахрушинке «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство. 1870–1930» «Камерный театр» не терялся на изобильном фоне всего представленного (а там воистину – «стол ломился от яств»). Напротив, внимание притягивали прежде всего эскизы к таировским постановкам. Здесь же, в Воронеже, эскизы не сказать что ошеломляют цветом; они изумляют в отдельности, но не в монтаже друг с другом.

Алиса Коонен как протагонистка Камерного театра – другой, более очевидный и сложившийся сюжетный поворот выставки. Об Алисе Георгиевне принято говорить прежде всего как об актрисе трагедии – и мелодрамы, возвышающейся до трагедии. Саломея, Федра, Адриенна Лекуврер, Эмма Бовари… Конечно, Комиссар из «Оптимистической трагедии» – спектакля, выразившего новое, характерное для советской эпохи понимание трагического. Героини Коонен, сгоравшие изнутри (хотя это горение проявлялось в рационально выверенной пластической форме), обретавшие избавление в смерти, были для Таирова инструментом в его поисках катарсиса. Так принято считать. Но вот уже реконструированный костюм Коонен к «Жирофле-Жирофля» расширяет это представление. Белая юбочка со штанишками, огромная кокетливая деталь в форме лепестка, ленты, кружева…

Или взять эскизы Стенбергов к спектаклю «Негр» по О'Нилу, представляющие героиню в разных возрастах. Эскизы эти, выполненные в необычной технике – гуашь на фанере, – напоминают, что Коонен играла Эллу Дауни не только женщиной, но и девочкой, и свидетельствуют о сложности образа. В Элле-девочке просвечивает женщина, взрослая Элла, несмотря на свою манкость, сохраняет детские непорочные черты. В этой роли актрисе пригодились навыки травести. Кстати, до судьбоносного союза с Таировым Коонен как артистка МХТ играла не трагические, а «экзотические» роли (цыганка Маша, бедуинка Анитра); стала она и первой исполнительницей девочки Митиль в «Синей птице» Станиславского.

Нет-нет, ничто на выставке не умаляет значения Алисы Георгиевны как великой трагической актрисы. Напротив, атрибутика трагедии здесь осязаема. Вот макеты к спектаклям «Фамира-Кифаред» и «Оптимистическая трагедия», позволяющие увидеть трагическое пространство в объеме. А вот – реконструированный шлем Федры и подлинные котурны, на которых играла Коонен. Оказывается, это так важно – увидеть, как Веснин смоделировал эти котурны. Под ступней – мягкая соломка, а на платформе обуви – металлические шипы, нужные, вероятно, затем, чтобы не скользить по вздыбленному планшету. (В «Федре» он был таковым, и эта «земля дыбом» отражала тотальные качания эпохи.) Но почему же из «Оптимистической трагедии», как экспонирован этот спектакль, пропала Комиссар? А из «Грозы» почти исчезла Катерина?

Возможно, выставка называется «Театр Таирова и Коонен», без слова «камерный», чтобы не путать горожан. Ведь в столице Черноземья есть свой Камерный театр, основанный в 1993 году режиссером Михаилом Бычковым, который возглавляет его доныне, а также руководит Платоновским фестивалем. С заглавием выставки как будто спорит групповой фотопортрет таировской труппы, распечатанный во всю стену – на нем артисты изображены в человеческий рост. Композиция этого чудесного фото – центробежная: все, включая каких-то мальчишек на периферии, представлены как… если не семья, то равноправное сообщество людей, единых по духу. Если не знать Таирова и Коонен в лицо, вычислить их только по «мизансцене» невозможно. Кажется, авторы экспозиции хотели показать, что МКТ был коллективом «семейным», который держался не только на руководителе и его музе. Но при этом как отдельные персоналии не представлены артисты таировской труппы Николай Церетелли, Владимир Соколов, Александр Румнев и т.д.

МКТ возникает здесь как «семейный театр» в более конкретном смысле – как детище Таирова и Коонен (мол, детей у режиссера и его музы не было, а детище было). Часть выставочного зала решена как уголок гостиной в их квартире, находившейся прямо в здании Камерного театра на Тверском бульваре. (После закрытия театр был реорганизован в Московский драматический театр им. А.С. Пушкина.) В этой части зала – фотографии Таирова и Коонен в домашнем интерьере, также увеличенные во всю стену, и посетитель ощущает себя «в гостях» у главных героев выставки. Экспонированы подлинные предметы из той квартиры, включая уникальных кукол. Эти куклы сделаны художниками Весниным и Якуловым по образу персонажей таировских спектаклей.

Неизвестно, какие еще экспозиционные залы мог предоставить Воронеж. Но очевидно, что воронежский выставочный зал Союза художников в доме-новостройке – несколько «офисный» – не слишком соответствует самому МКТ, совершившему эстетическую революцию. Эх, эту выставку да в «Коммуну» бы – заброшенное здание бывшей газетной типографии, которое благодаря Платоновскому фестивалю уже второй год работает как арт-центр…

Эта выставка, при всех вопросах к ее «режиссуре» и внутреннему сюжету, – явление событийное. В 2014 году к 100-летию со дня основания МКТ Бахрушинка готовила большую выставку; каталог-резоне «Камерный театр и его художники» тогда вышел, а сама экспозиция не состоялась. Как и выставка к 130-летию Таирова в прошлом году. А в Воронеже все состоялось. Красивая рифма в том, что это произошло при участии местного Камерного театра, с которым Платоновский фестиваль неразрывно связан. К слову, вход на экспозицию бесплатный – отдельное спасибо дирекции фестиваля. Ну а что эта выставка открылась не в родной Москве, а «на выселках», – в этом ведь живой и щемящий смысл, отражающий судьбу таировского театра.

Воронеж–Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
664
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
379
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
712
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
439

Другие новости