0
2517
Газета Культура Интернет-версия

16.08.2016 00:01:00

Пространству на откуп

Тэги: петербург, театральный фестиваль, точка доступа


петербург, театральный фестиваль, точка доступа Вариации на тему «Гамлета» разыграли в магазине. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Питерский репертуар прирастает спектаклями, где действие не только не ограничено рампой, но вовсе вышло из берегов – за пределы здания, на свежий воздух – в действительность. Логично, что в городе на Неве есть два фестиваля, которые специализируются в таком «внесценном» жанре. Это «Опера – всем», прошедшая в июле уже в пятый раз, и завершившаяся в августе «Точка доступа», вторая по счету. При видимой схожести фестивали очень разные. Первый выводит оперу из академических стен в городской ландшафт – на площади, в парки, – популяризируя и представляя как искусство общедоступное. К слову, вход свободный. «Точка доступа», на мероприятия которой в основном покупают билеты, не чурается закрытых и камерных пространств, иногда на 40–50 зрителей, тяготеет  к авангарду и эксперименту, а стало быть, чему-то «не для всех»…

Главное различие фестивалей, пожалуй, в том, что опера и на свежем воздухе не перестает быть оперой: видимо, в силу природного консерватизма. Законы жанра не отменяются, да и соответствие им налицо: как дирижирует маэстро, как артисты поют партии… Фестиваль изначально театральный, «Точка доступа» заинтересована в стыке искусств и размывании границ театра. И возникают насущные вопросы: каковы должны быть в «театре вне сцены» драматургия и режиссура (и должны ли быть)? А как обстоят дела, страшно сказать, с требованиями к актеру?

Режиссер Семен Александровский и вовсе обошелся без него – без актера – в «Другом городе», который коллеги по перу почему-то именуют спектаклем. Кто-то даже придумывает теорию, что зритель сам здесь «и швец, и жнец, и на дуде игрец»: мол, и актером становитесь, и зрителем. Хотя на самом деле проект – это одиночная часовая прогулка вокруг Летнего сада. Вы выбираете один из трех городов – Париж, Амстердам или Венецию, – в котором хотите «побывать», получаете наушники, сдвоенную карту (Питер + выбранный город) с QR-кодами и смартфон, который их считывает. Вы бредете по маршруту, карта указывает, в каком месте нужно остановиться и навести смартфон на схему, предположим, французской столицы. Устройство выдает фото или видео из Парижа, которое должно срифмовать два города. Пред вами плещется Нева, а на экранчике… ой, Сена. Тут предполагается, наверное, всплеснуть руками: мать честная, верить ли глазам?! И ушам… Через наушники вы слушаете «бинауральное звучание» заграничного города: режиссер специально ездил в Париж, Амстердам и Венецию, чтобы записать, так сказать, голос улиц. Смартфон у автора этих строк перестал читать QR-коды на полдороге, и все же вряд ли именно из-за он этого не ощутил ни Парижа, ни «другого» Питера. Может, режиссер увлекся смыслами Пространства – и просчитался со Временем? Бывает ведь, что человек рождается не в свою эпоху, так и «спектакль-променад»: перенестись бы ему в Ленинград лютой поры железного занавеса, когда об Интернете знать не знали, а Европы города только снились иногда, – цены бы не было.

Местом действия другой бродилки – «Разговоры беженцев» по пьесе Брехта (премьера в России, худрук постановки Константин Учитель) – стал Финляндский вокзал: ведь два героя пьесы ведут свои многословные диалоги на вокзале в Хельсинки. Безмолвный гид, он же режиссер спектакля Владимир Кузнецов, водил зрителей по общественной зоне – зал ожидания, эскалатор, привокзальный буфет; текст зрители слушали в наушниках. Актеры Максим Фомин и Сергей Волков, то как бы затерявшись в реальной среде, то не скрывающие своего присутствия, монотонно читали текст с листа или же импровизационно обращались к публике. Актерские индивидуальности были сознательно стерты, принцип исполнения напоминал о читке. И любопытно, как брехтовская пьеса сработала вне подмостков, где наверняка прозвучала бы со смысловым нажимом: реплики, выпущенные в жизнь, звучали ненавязчиво, но по силе воздействия порой казались афоризмами.

Контрапунктом двум бродилкам – спектакли, где действие принципиально «застыло на месте». Режиссер Александр Савчук, основатель питерского театра Lusores, придумал и сам же исполнил моноспектакль «Гамлет. Гаджет», сыгранный в салоне сотовой связи. На время 25-минутного действия салон был закрыт для посетителей. Неподвижно стоя спиной к публике, лицом к витрине с товаром, артист импровизировал: ритмически разнообразно произносил потоки текста от лица современного парня в джинсах и кенгурушке, подозревающего кого-то в смерти отца. Магазин неожиданно вошел в резонанс с шекспировской пьесой, где столь важна тема связи, корреспонденции: общение миров, письмо, решающее судьбу и т.д. Другой спектакль – «Сталкеры» по текстам Максима Курочкина и Алексея Слюсарчука в исполнении трех актеров (они же авторы спектакля): Жени Анисимова (Сталкер), Александра Машанова (Писатель) и Бориса Павловича (Профессор). Драматургам было предложено вообразить, о чем беседуют персонажи на пороге комнаты исполнения желаний. Зрители сидели в катакомбах Петрикирхе на Невском проспекте, и это пространство – сакральное и в то же время заброшенное – прекрасно послужило аналогом Зоны. 

Но здесь кроется опасность, касающаяся всех упомянутых постановок: выбрав условия места и вбросив туда действие, авторы словно отдали содержание спектаклей пространству на откуп. Хотя за сам факт сотрудничества театра с храмом, вокзалом, магазином – респект устроителям фестиваля, у которого могут быть большие перспективы. Самым интересным проектом в рамках фестиваля оказались «Неприкасаемые» режиссера-документалиста Михаила Патласова. Спектакль о бездомных (с участием как актеров, так и реальных «людей без особого места жительства») каждый раз исполняется на новой площадке. На «Точке доступа» спектакль был сыгран на подмостках, возведенных во дворе Феодоровского собора, выполненного в древнерусском стиле. Какие-то сцены точно сработали именно здесь. Так, бывший алкоголик говорил с подмостков о своей борьбе с зависимостью, а артист Илья Борисов в роли омерзительного беса сидел на подоконнике одного из церковных корпусов и вторгался в эту речь едкими репликами. Этакий диалог с чертом наложил на действие особый мистериальный отсвет. А другая участница проекта – актриса Ольга Белинская – заметила, что под открытым небом и на фоне белокаменных стен действие отсылало  и к народному театру, и к новгородскому вече, когда насущные проблемы обсуждались всем миром.

Санкт-Петербург

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
567
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
407
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
503
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
521

Другие новости