Юрий Лаптев и Александр Чернушенко «примеряют» трон Ивана Грозного. Фото предоставлено пресс-службой Свердловской филармонии |
Исполнением Пятой симфонии Густава Малера под управлением немецкого дирижера Франка Бермана в Екатеринбурге завершился традиционный осенний Симфонический форум России, прошедший в стенах Свердловской филармонии уже четвертый раз. Идея устраивать «парады-смотры» российских оркестров в расположенном на границе Европы и Азии Екатеринбурге возникла в 2010 году, и с той поры на сцене филармонии, не считая собственный оркестр, выступили 17 российских коллективов, представив географию от Белгорода до Красноярска и от Петрозаводска до Ростова-на-Дону.
Нынешнее проведение Симфофорума было ознаменовано несколькими юбилейными датами. Во-первых – это 80-летие самой Свердловской филармонии, которая сегодня благодаря грамотному руководству признана одной из лучших концертных организаций в России. Во-вторых – это 125-летие Сергея Прокофьева и 110-летие Дмитрия Шостаковича. Поэтому особое внимание было уделено сочинениям советских гениев. На открытии форума художественный руководитель Уральского академического филармонического оркестра Дмитрий Лисс продирижировал последней, Пятнадцатой симфонией Шостаковича, подчеркнув в этой загадочной вещи даже не столько трагизм и сарказм, всегда присущие стилю композитора, сколько медитативность и уже ощущаемый автором переход в инобытие, когда мир во всей его пестроте и механистичности отступает перед неумолимой судьбой. На следующий день Восьмую симфонию Шостаковича исполнил Новосибирский академический симфонический оркестр вместе со своим шефом Гинтарасом Ринкявичусом. Ну а завершил «парад» симфоний Дмитрия Дмитриевича Тюменский государственный симфонический оркестр, собранный меньше года назад из недавних выпускников музыкальных вузов. Главный дирижер коллектива Евгений Шестаков рядом с «Героической» Третьей симфонией Бетховена поставил внешне бодрую и живую, но, как всегда, с двойным дном, Девятую Шостаковича, сыгранную с увлеченностью и юношеским азартом.
Новшеством IV Симфофорума стало участие в программе смотра помимо чисто симфонических коллективов и двух крупнейших академических капелл: Государственной симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского и Петербургской госкапеллы под руководством Владислава Чернушенко.
Концерт оркестра и хора Петербургской капеллы стал одним из самых ярких событий фестиваля. Вставший за пульт Александр Чернушенко представил уральской публике Вторую симфонию Яна Сибелиуса и прокофьевскую ораторию «Иван Грозный», собранную уже после кончины композитора дирижером Абрамом Стасевичем на основе его музыки к одноименному кинофильму Сергея Эйзенштейна. Сибелиус получился у капелланов очень академичным и длинным, сыгранным в лучших «советских» традициях массивным плотным звуком, тогда как основное очарование этой музыки состоит как раз в тончайших полутонах и специфических оркестровых миксах, это скорее симфония-медитация, нежели симфония-действо, поэтому под звуки сумрачного северного музыканта зал немного заскучал. Зато Прокофьев, сыгранный во втором отделении, с лихвою «отыграл» требуемые страсти, заставив аплодирующих слушателей встать в единодушном порыве. Несомненной удачей вечера стало выступление в роли чтеца известного певца и режиссера, обладателя всевозможных наград и титулов Юрия Константиновича Лаптева. Скрепляющий контрастные и разноплановые музыкальные фрагменты текст читался с полнейшей убедительностью, с безупречным попаданием в требуемую музыкой интонацию и стиль. Порой казалось, что, если бы композитор сам решил выписать текст оратории на манер немецкого «шпрехштимме», он бы сделал это именно так, как это было осуществлено на сцене Свердловской филармонии. Знаменитые слова инока Филофея «Два убо рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» работавший в бытность советником президента России по культуре Лаптев произносил с таким поистине мхатовским драматизмом, что ни у кого из сидящих в зале не возникало сомнений по поводу незыблемости данного тезиса. А когда в конце оратории Лаптев от души еще и спел залихватскую песню Басманова, восторгу публики не было предела.
Современная музыка, которой в филармонии обычно уделяется особое внимание, была представлена сочинением уральского композитора Ольги Викторовой «Lux aeterna» («Вечный свет»). По замыслу автора, оркестр был посажен особым образом, в центре располагалась батарея ударных инструментов, окруженная струнными и духовыми. Уральский молодежный симфонический оркестр уже представлял эту музыку на фестивале в Берлине, нынешнее исполнение под руководством второго филармонического дирижера Энхэ было российской премьерой.
Приглашение западного маститого дирижера для работы с Уральским академическим симфоническим оркестром – традиция форума. В этом году выбор пал на музыкального руководителя Оперного театра саксонского города Хемниц Франка Бермана. «Метаморфозы» Рихарда Штрауса и Пятая симфония Малера оказались серьезным испытанием для уральских музыкантов, с которым они достойно справились. В масштабном малеровском полотне Берман подчеркнул прежде всего постоянную импульсивность и нервозность. Та, быть может, даже слегка болезненная саморефлексия представала как ряд живых разножанровых картин (сказывалось мастерство Бермана именно как оперного дирижера и его особая любовь к экспрессионистским драмам), в которых высокое и низкое, как это обычно бывает в жизни, шли бок о бок. Особенно удачными получились первые две части, где все многочисленные соло духовых были проведены ясно и чисто. Ближе к заключению, правда, оркестровое дыхание стало немного сбиваться, но это даже отчасти сработало в пользу неоднозначного финала, в котором, несмотря на внешний пафос, трагический надрыв никуда не исчезает.
Екатеринбург–Санкт-Петербург