0
3264
Газета Культура Интернет-версия

27.10.2016 18:00:00

Актеры берут верх

Тэги: гитис, театр, актеры, зеркало театра


гитис, театр, актеры, зеркало театра Фото с официальной страницы Рязанского отделения Союза театральных деятелей РФ в сети "ВКонтакте"

Фестиваль «Зеркало сцены» представляет репертуарный срез рязанского театра за сезон. Больше недели члены жюри под председательством театроведа, профессора ГИТИСа Нины Шалимовой отсматривали спектакли, подробно обсуждая их на труппе: этот формат, слава богу, еще востребован в провинции. А на церемонии закрытия были объявлены лауреаты. Она прошла в лучших фестивальных традициях: красная дорожка, яркие спецэффекты и шутливые приветствия мировых звезд (постановщик церемонии смешно обыграл переозвученные видеоинтервью с заокеанскими артистами). Этот «голливудский» антураж был оправдан проходящим в России Годом кино.

Награду в одной из основополагающих номинаций — за лучшую режиссуру — в этот раз не получил никто. Панорама спектаклей не убедила экспертов в том, что за творческие удачи сезона отвечает режиссер; открытия фестиваля связаны главным образом с актером.

Замечательный характерный артист Юрий Борисов полонил жюри ролью Полония в «Гамлете» Театра драмы (постановка Карена Нерсисяна, недавно ставшего главным режиссером театра). Вот появляется Полоний на подмостках — и в умозрительном спектакле как-то фокусируется смысл, возникает конкретность отношений: драма человека при власти, который стремится держать все под контролем — и падает случайной жертвой своих стремлений. Или Игорь Гордеев, отмеченный жюри как «мастер эпизода». Артист, исполняющий в «Алисе в стране чудес» (тоже постановка Нерсисяна) несколько ролей, не пережимает с характерностью, не «заигрывает» с залом, а при этом всегда выразителен, даже в молчании.

Судя по «Гамлету» и «Алисе», говорить о полноценном диалоге нового главрежа с труппой еще рано. Кажется, что удачные проблески в этих двух спектаклях возникают порой помимо режиссуры, если даже не вопреки ей. В спектакле «Вышел ангел из тумана» того же театра, но другого постановщика — Петра Орлова — режиссер, такое ощущение, растворил себя в актерах, отдав пьесу Петра Гладилина им на откуп. При чтении она производит впечатление драматургической невнятицы, выдаваемой за эдакий театр абсурда на русский манер.

Если сквозь ненужные сюжетные подробности продраться к фабуле, то…Пенсионерка Первухина, на дне рождения которой разругались сыновья, вдруг начала вести себя очень странно. Как бы проваливается во времени, воображая себя маленькой девочкой. Приводит домой бомжа с бутафорскими крыльями, которого зовут Гавриилом, и это символично: с его явлением пенсионерка осознает себя беременной (Дева Мария наших дней?). К финалу «Гаврюша», оказывается архангелом, который пришел забрать ее душу, но перед этим помирить заблудших сыновей героини — это у нас как бы Каин и Авель. Каким-то невероятным образом актеры обжили и утеплили пьесу, «очеловечили» ее выспренную религиозную символику. Они существуют между бытом и метафизикой, то погружаясь в обыденную реальность, то воспаряя над ней. Возникает горький контраст между людьми «как они есть» — и какими могли бы быть, тоска об «утраченном рае». Людмила Коршунова в роли Первухиной — беспримесная инженю-лирик, только в возрасте. Актриса не пытается оправдать несуразицу выписанной автором роли, но осеняет ее внутренним свечением; передает состояние души — то лирическое озарение, что порой происходит с человеком как чудо, вне психологических мотивировок. Олег Пичурин — Гавриил до финала держит зрителей в напряжении: то ли это бомж-эксцентрик, вместе с героиней затеявший какую-то игру, то ли в самом деле ангел. Коршунова и Пичурин стали лауреатами фестиваля за лучшую женскую и лучшую мужскую роли.

Были в фестивальной афише и два спектакля Рязанского театра кукол. В обоих случаях схожие проблемы: эклектичная, бьющая в глаза сценография «перекрывает» актеров, у которых практически нет условий, чтобы продемонстрировать технику кукловождения. Что говорить, в кукольном театре, где функция художника столь велика, актер очень зависим от внешнего рисунка спектакля. Тем не менее, рязанские артисты налаживают эмоциональный контакт с залом, берут его «азартом игры»: с такой формулировкой был награжден один из актеров Василий Уточкин. А исполнителей сказки «Колобок, или в гости к бабушке» в постановке худрука театра Валерия Шадского жюри отметило «за мастерство вовлечения зрителей в игровое пространство спектакля».

Спектакль Театра на Соборной «Яр», поставленный питерской командой, — редчайший случай инсценизации прозы Есенина (кстати, уроженца Рязани). Николай Слободяник награжден за сценографию, Анастасия Кузнецова — за работу по свету, Николай Морозов — за музыку. Наконец, сам «Яр» признан лучшим спектаклем большой формы, и это определение кажется точным. Режиссеру Наталье Лапиной удалось сочинить именно что спектакль сильного эпического дыхания, этакую большую фреску. Другое дело, что отношения между персонажами во многом обозначены и психологически не разработаны, отчего только к финалу проясняется, кто кому кем приходится. Но ценно, как рязанские актеры оказались восприимчивы к поэтической режиссуре, поэтическому монтажу.

Рязань – из тех счастливых городов, где есть Музыкальный театр. Совсем молодой (был создан уже в новом тысячелетии) и не слишком обустроенный (на красивую зрительскую часть приходится крайне скромная сценическая), он тем не менее принимает равноправное участие в конкурсе. Театр сосредоточен в основном на жанре оперетты, два спектакля в этом жанре он и представил на рассмотрение жюри. За легкое, искрометное исполнение «Веселой вдовы» Легара жюри отметило дирижера Арифа Дадашева. Были отмечены и две актерские работы. За лучшую роль второго плана был награжден Алексей Исаев, сумевший представить не злобного, а обаятельного свиновода Зупана в оперетте Иоганна Штрауса «Цыганский барон», а Антон Свиркин получил премия министерства молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области молодым актерам – с совершенно справедливой формулировкой «За безукоризненное чувство жанра».

Режиссер-постановщик обоих спектаклей Александр Сапрунов был награжден специальной премией жюри «за искусство мизансцены». Молодому постановщику удается на крошечной сцене совершить чудеса: здесь одновременно может находиться хор, главные персонажи, а танцевальная группа исполнять канкан, и при этом ни разу не столкнуться. Жанр оперетты, который сегодня экспертное сообщество признает кризисным, здесь, в Рязани, не теряет свежесть и краски, спектакли не кажется «пыльными», пошлыми, напротив – веселыми и очень искренними.

Гамлет убеждает актеров, что суть лицедейства — держать зеркало перед природой, являя каждому веку истории его неприкрашенный облик. Рязанский фестиваль убедил, что сегодня как раз актеры и «держат зеркало». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
657
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
372
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
700
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
434

Другие новости