Фото с официальной страницы Московского скрипичного фестиваля в социальной сети
Скрипач Максим ВЕНГЕРОВ – один из самых ярких музыкантов современности, успешно сочетающий сольную карьеру с дирижерской и педагогической деятельностью. В октября этого года Венгеров во второй раз председательство
- Максим Александрович, вы уже второй раз возглавляете жюри одного из самых известных и престижных скрипичных конкурсов.
- Да, действительно. Конкурс скрипачей Венявского – это легенда. Первый конкурс прошел в 1935 году, победу одержала французская скрипачка Жинетт Невё, а вторую премию взял Давид Ойстрах. Этот конкурс был также примечателен еще тем, что в нем участвовала и ныне здравствующая скрипачка Ида Гендель, которой в том время было всего 8 лет!
- Это разве конкурс без ограничения возраста?
- Сейчас возрастной ценз ограничен, в состязании могут принять участие скрипаче в возрасте от 16 лет до 31 года. В этом году самый молодой участник был 16-летний скрипач из Китая Ронг Ксингджоу, очень талантливый мальчик. К сожалению, он не попал в финал, поскольку общий уровень был очень высок. На предварительном этапе конкурса я вживую отслушал 250 человек. Прослушивания проходили на четырех континентах, и уже непосредственно на конкурс приехали участники со всего мира, в том числе с Новой Зеландии, Австралии и Южной Америки.
Все прошедшие на второй тур 13 скрипачей были настолько сильны, что можно было спокойно их всех пропускать в финал. У жюри был очень сложный выбор и в итоге до заключительного тура были допущены семь участников, вместо шести положенных.
- Конкурс проводится раз в пять лет, и уже заслужил славу мировой витрины молодых скрипачей.
- Да, это витрина, и прекрасная возможность для того, чтобы члены жюри познакомились с молодыми музыкантами. У всех участников была возможность пообщаться с нами, услышать профессиональный совет. Я считаю, что конкурсы сегодня должны определенным образом трансформировать
- А большой состав жюри был в этом году?
- Включая меня – 12 человек. Почетным председателем жюри в этом году стал композитор Кшиштоф Пендерецкий.
- Сейчас, к сожалению, в музыкальном исполнительстве существует тенденция, когда техника начинает превалировать над содержанием. Есть примеры, когда музыкант играет внешне совершенно безупречно, но внутри ему сказать особо нечего. Как с этим обстоит дело на конкурсе?
- Я совершенно с вами согласен, рациональное и духовное начала должны быть всегда в гармонии. То есть рациональное всегда служит духовному, и одно подпитывает другое. Программа конкурса была рассчитана так, чтобы выявлять не только технические способности скрипача, но и его ощущения в музыке, его зрелостью. Очень интересно, что иногда семнадцатилетние ребята демонстрируют такой уровень, что остается только снять шляпу. Иногда они разумом не до конца осознают, какое произведение играют, но инстинктивно понимают и чувствуют, где его зерно и истоки.
- Как на конкурсе обстояло дело с современной музыкой?
- Всего невозможно охватить. У нас итак были нововведения – скрипичные сонаты Бетховена в первом туре и концерты Моцарта во втором. Можно, конечно, было бы поставить современное произведение, но и так программа была перенасыщена. На мой взгляд, для современной музыки должны существовать свои отдельные конкурсы. Музыка рубежа XX – XXI веков – отдельный жанр и заслуживает специального внимания.
- А как дело обстояло с Бахом?
- С Бахом у нас был вопрос решен особым образом. Он не стоял на первом туре, поскольку часто так случается, что из-за Баха в принципе хороших скрипачей снимают с соревнования. Потому что мнения по Баху у членов жюри всегда будут отличаться. Ведь его музыку можно играть и в барочной манере, и в романтической. На мой взгляд, нет универсального стиля для Баха. Ведь инструменты, на которых мы играем, несмотря на форму, доставшуюся с XVII века, далеко не те, что были раньше: иное натяжение струн, иной смычок. Поэтому в исполнении барочной музыки на современных инструментах уже есть несоответствие. Существую такие понятия как технический прогресс, как исполнительская мода. В свое время Ростропович мне говорил: «Максим, не будь о себе слишком большого мнения. Пока ты в моде – используй это и играй в свое удовольствие. Если из моды выйдешь, тебя отодвинут на второй план, а Шостакович, Чайковский, Моцарт все равно останутся». Так вот, возвращаясь к Баху, мы поставили часть из сольной сонаты или партиты в программу второго тура, в качестве биса после концерта Моцарта. И я был поражен, что при множестве дискуссий насчет интерпретаций Моцарта, почти все члены единогласно оценили высокий уровень исполнения музыки Баха.
- В прошлом сезоне в Петербурге с успехом прошел Международный скрипичный фестиваль. Этой осенью уже второй фестиваль затронет и Москву, в частности, вы будете выступать в Большом зале Московской консерватории 4 ноября. Насколько на ваш взгляд это необходимо современному российскому обществу, в котором классическая музыка, к сожалению, занимает не самые высокие места?
- Скрипка – это королева всех музыкальных инструментов, для нее создан богатейший репертуар. На мой взгляд, ценность подобных фестивалей состоит еще в том, что делается акцент на профессионализме и ремесле в хорошем смысле этого слова. Ведь настоящее ремесло ценилось во все века. Без того, чтобы быть сначала хорошим ремесленником, невозможно подняться и стать настоящим артистом и художником, волшебником музыки, где ремесло уже отходит на второй план. Сейчас все ищут харизматичных личностей, забывая про профессиональную составляющую любого искусства. Поэтому идея руководителя фестиваля Вячеслава Зильберборда – прекрасна. Фестиваль возвращает слушателей в истоки скрипичного искусства, в XX,XIX век и далее, уходя к истокам подлинного мастерства.