0
3462
Газета Культура Интернет-версия

13.01.2017 00:11:00

Песнопения темной утрени

Тэги: ГМИИ имени Пушкина, концерт, рихтер


ГМИИ имени Пушкина, концерт, рихтер Фото предоставлены организатором фестиваля

В конце декабря в ГМИИ имени Пушкина прошел заключительный концерт легендарных «Декабрьских вечеров Святослава Рихтера». Программа, в этом году не баловавшая экстраординарными событиями, завершилась фантастическим выступлением французского ансамбля «Le Poиme Harmonique» во главе с Венсаном Дюместром и московского вокального ансамбля «Intrada». Редко исполняемая в наших краях духовная музыка Франции XVII века звучала в полумраке; в веренице шедевров западноевропейской живописи, опоясывающей зал, маленькая сцена напоминала картины де Латура, где слабый свет свечи выхватывает во тьме отдельные лица.

Формат концерта в полутемном зале, где все – от эксклюзивной программы до таинственных перемещений артистов – придает действу ритуальный характер, сейчас необычайно популярен. Тут легко скатиться к дешевым эффектам, и надо обладать вкусом Венсана Дюместра, основателя и руководителя «Le Poeme Harmonique», чтобы создать не просто шоу, а настоящее произведение искусства.

Свечи и темнота были оправданы самой программой концерта. Его ритуальная составляющая пришла из католической традиции Темной утрени – особого типа утренних (а точнее – ночных) служб Страстной Седмицы. Начиналась такая служба зажиганием свечей, которые затем по одной гасились. Тот же ритуал воспроизвел Дюместр: центром его программы были «Песнопения темной утрени Страстной Пятницы» (Leзons de tйnиbres du Vendredi Saint) Мишеля-Ришара Делаланда, композитора Версальской школы, одной из самых ярких музыкальных фигур при дворе Людовика XIV. Эти Песнопения –самобытный жанр французской музыки, бытовавший в XVII столетии; масштабные композиции с виртуозной вокальной партией были придуманы отчасти для того, чтобы на Страстной неделе (когда оперные представления запрещались) не лишать публику удовольствия слышать лучших оперных певцов.

Неудивительно, что для «Песнопений», как и примыкающей к ним антифонной композиции «Miserere» Делаланда, требуется солистка экстра-класса. Сопрано Клэр Лефийатр в 2001 году записала эти сочинения с Дюместром, а теперь представила их в Москве. Несмотря на прошедшие 15 лет, ее сильный и кристально чистый голос, практически лишенный вибрато, на фоне аскетичного аккомпанемента группы континуо (маленький орган, виола и теорба) звучит так же поразительно. Во всех регистрах она легко переходит от строгой кантилены к причудливым украшениям, напоминающим то барочные завитушки, то восточные орнаменты – кажется даже, что это не голос, а идеальный инструмент, не знающий фальши. Ее пение можно было бы назвать ангельским, если бы не внезапные вспышки неистовых возгласов или неожиданная теплота милых, почти пасторальных напевов. Выразительность и разнообразие двадцатиминутного цикла «Песнопений», сотканного из множества небольших, порой контрастных разделов, идут от текста – каждая строка Плача Иеремии дает толчок новой музыкальной мысли, новой эмоции. Все это было актом самоотречения исполнителей во имя исполняемой музыки, когда уровень ее внутреннего постижения превращает художественный опыт в духовный.

Не менее поразительное впечатление произвел и ансамбль «Intrada» под руководством Екатерины Антоненко. Он не раз удостаивался самых лестных эпитетов столичной критики, но этот концерт открыл новую грань его возможностей. В первые минуты даже не верилось, что перед нами российский коллектив: так удивительно точно следовали стилю солисты, запевавшие начальные строки псалма «In te Domine speravi» анонимного автора XVII века, открывшего концерт; так чист, точен и отрешен был голос сопрано, паривший где-то в недостижимой высоте. Завораживало мягкое скандирование строгих аккордов, усиливавшее ощущение ритуального действа, потрясал унисон трех сопрано, звучавших как один голос.

Столь же хороши в исполнении «Intrada» были и два Великопостных мотета Шарпантье – многоплановые концертные композиции, где выразительные речитативы сменяются полными религиозного благоговения хоралами. Незабываемое впечатление производила звуковая палитра ансамбля, работающего на тонких нюансах в достаточно жестко регламентированных рамках стиля. Венсан Дюместр, выводя на теорбе выразительные мотивы, дирижировал и вел за собой весь ансамбль. При внешней сдержанности ясно ощущалась его мощная энергетика.

После концерта музыканты ансамбля «Intrada» говорили, что Дюместр, обладающий непререкаемым авторитетом в мире старинной музыки, способен творить чудеса. Но все это было бы невозможно без колоссального труда самих певцов и их руководителя Екатерины Антоненко. Ведь то, что «Intrada» стала непременным участником многих знаковых проектов, что ансамбль с радостью берут в партнеры такие коллективы, как «Il Giardino Armonico» Джованни Антонини (вместе они выступали на «Декабрьских вечерах» в прошлом году) и «Le Poeme Harmonique» – их личная заслуга и серьезный прорыв для отечественной концертной практики.

Ход концерта был строг и, казалось, подчинен некоему канону, известному одному Дюместру. В рамках этой благочестивой аскезы он нашел способ создать кульминацию, театральную и религиозную одновременно. После мотетов ансамбль удалился, оставив в окружении свечей четырех музыкантов «Le Poиme Harmonique». И когда сольному запеву Клер Лефийатр в «Miserere» Делаланда с противоположного конца зала вдруг ответил строгий хоровой припев, публика ахнула. В это мгновение будто сомкнулся мистический круг: впереди – смутные контуры музыкантов ансамбля Дюместра и прорезающий темноту ясный голос сопрано, позади – незримый хор a cappella, по бокам – едва различные в темноте, но он этого не менее выразительно глядящие на нас герои полотен Эль Греко, Рембрандта, Мессины, Тициана, Гойи и других великих мастеров, чьи картины вошли в экспозицию «Голоса воображаемого музея Андре Мальро». После каждого хорового ответа одну из свечей гасили, пока зал не погрузился в кромешную тьму. Ну, думалось, как погасят последнюю свечку, так и конец. Но финал преподнес еще один сюрприз – неожиданной глубокий профундовый бас в последнем аккорде; подобного при дворе Людовика, пожалуй, не слыхали, но музыкальная логика и выразительный эффект получился колоссальный. Такие финалы не забываются долго.

Так получилось, что в период между западноевропейским и православным Рождеством на «Декабрьских вечерах» исполнили программу Страстной недели. Вроде не ко времени, но, возможно, в ином случае мы бы лишились возможности познакомиться с малоизвестной и совершенно уникальной традицией французской духовной музыки, сочетающей головокружительную виртуозность, страстность почти театрального высказывания и строгость религиозного ритуала. А все вместе это производит фантастический эффект, особенно когда носителями традиции выступают такие погруженные в эпоху музыканты, как «Le Poиme Harmonique» и жадно впитывающая почти сакральное знание «Intrada». И в итоге сложно определить, что это было в большей степени – музыкальный или экзистенциальный опыт.

«Декабрьские вечера» по традиции открылись 1 декабря концертом Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Среди наиболее интересных программ фестиваля – скрипичный вечер с участием Гидона Кремера и лауреата последнего конкурса имени Чайковского Клары-Джуми Кан; концерт британского ансамбля «The Tallis Scholars» Питера Филлипса с английской музыкой XVI-XX веков; необычный микст классики, романтики, Шнитке и китайской оперы в программе с участием Никиты Борисоглебского (скрипка), Йили Шен (вокал), Квин Йин (флейта, ударные) и Ю Фен Чан (фортепиано); а также выступления Квартета имени Бородина, известного гобоиста Алексея Огринчука в ансамбле с фаготистом Лораном Лефевром и клавесинисткой Александрой Непомнящей, сольный вечер Авангарда Леонтьева и концерт ансамбля «Intrada» с программой от «От Палестрины до Баха». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Утопить ненависть в море любви

Утопить ненависть в море любви

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Константин Кедров – настоящий поэт еще и потому, что поэзия для него прежде всего игра и головоломка

0
1096
И розовый бантик

И розовый бантик

Вячеслав Харченко

Истории про бокалы для шампанского

0
557
Как волшебство уживалось с пуританством

Как волшебство уживалось с пуританством

Гедеон Янг

Про далекое эхо Средневековья

0
504
Когтистые лапы с плавниками

Когтистые лапы с плавниками

Анна Аликевич

Научный каталог мифологических существ

0
149

Другие новости