Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии
В Концертном зале им. Чайковского Фрайбургский барочный оркестр и немецкий бас-баритон Маттиас Герне в рамках филармонического абонемента «Вершины мастерства. Барокко» представили программу из сочинений Баха. Москва стала одной из точек совершенного Герне и фрайбургцами небольшого турне, среди пунктов назначения которого значились также Берлин, Стамбул, Гетеборг и Роттердам.
Из колоссального музыкального наследия, оставленного Бахом, две сотни церковных кантат во многом являются ключом к его инструментальным произведениям, с помощью слова очерчивая круг идей и образов, волновавших Баха на протяжении всей его жизни. Но в России, по разным причинам, в том числе и по идеологическим, кантаты Баха известны очень мало. Русский перевод глубочайшей богословской поэзии, использованной Иоганном Себастьяном для своих «музыкальных проповедей», появился только в XXI веке благодаря стараниям игумена Петра Мещеринова (именно его перевод текстов напечатали в программке концерта). Три церковные кантаты для баритона-соло были написаны Бахом в Лейпциге во второй половине 20-х годов XVIII века для церковных служб. Руководившему хором Томаскирхе кантору порою по причине болезни своих подопечных приходилось писать сольные кантаты в расчете на технически более подкованных певцов. Сегодня сложно представить, что эти вдохновенные лирические поэмы, посвященные вопросам жизни и смерти, выучивались меньше чем за неделю мальчиками-подростками. Баритоновые баховские кантаты составляют гордость репертуара лучших певцов, и предъявляют исключительно сложные требования к технике и внутренней культуре. У Маттиаса Герне, которого без преувеличения можно назвать прямым наследником немецкой певческой традиции, с Бахом отношения сложились очень хорошо, начиная с его концертного дебюта в 1990 году в «Страстях по Матфею». Представленные им в Москве кантаты уже неоднократно исполнялись на разных фестивалях и были записаны в конце 90-х с Роджером Норрингтоном и зальцбургской камератой на CD. Прошедшие полтора десятка лет, конечно, отложили свой отпечаток на восприятие артистом этих шедевров и на качество его голоса. Внешней легкости и полетности стало меньше, зато добавилось больше глубокой сосредоточенности и внутреннего проживания.
Фото предоставлено пресс-службой
Московской филармонии |
Кантаты «Ich will den Kreuzstab gerne tragen» («Радостно понесу я свой крест») и «Der Friede sei mit Dir» («Да пребудет мир с тобой»), исполненные в первом отделении, погрузили слушателей в пространство сокровенной тишины, заставляющей внимать каждому звуку. Выразительным штрихом в манере пения Герне стало даже не столько интонирование, его густой, бархатно-обволакивающий баритон легко справлялся со всеми техническими сложностями, сколько умение проживать паузы. Это был тот случай, когда вокальное и инструментальное не противопоставлялись друг другу, а сливались в единое целое. Смысл произносимого текста тут же находил отклик в оркестровом звучании: напряженная секвенция на словах «Zu Gott, in das gelobte Land» («К Богу, в обетованную страну») в первой арии 56-й кантаты – как отражение сложного тернистого пути, или в той же арии мягкие «убаюкивающие» триоли на словах «Da leg ich den Kummer auf animal ins Grab» («Уложу печаль свою я в гроб») перекликались с нисходящими вздохами у скрипок и гобоев. Один из выдающихся камерных певцов современности, имеющий огромный романтический репертуар из песен Шуберта, Шумана и Брамса, Герне и в Бахе не столько следит за риторическими акцентами, сколько расцвечивает слово, разными оттенками передавая его смысл. Вместо проповеди, с ее непременной дидактической составляющей, слышалась исповедь, вызывающая соучастие и сопереживание. Исповедальность особенно была подчеркнута в прозвучавшей во втором отделении 82-й кантате «Ich habe genug» («С меня довольно»), написанной к празднику Сретения по тексту как бы от лица праведного старца Симеона, узревшего Иисуса-Спасителя. В средней арии «Сомкнитесь усталые очи» в нарисованном Бахом блаженном покое уже угадывался Малер с его прощанием в «Песни о земле».
Аккомпанировавший Герне Фрайбургский барочные оркестр в области старинного исполнительства сегодня один из лучших в мире коллективов, добивающийся безупречного не только в техническом, но и в тембральном отношении саунда. Уже в первом отделении, во вступительной синфонии к 42-й кантате Баха слушатели могли оценить благородство тембров и необыкновенную красоту перекличек между струнными и духовыми, представленными двумя гобоями и фаготом. Открывший второе отделение концерт для солирующих гобоя, скрипки и оркестра, пленил не столько виртуозной игрой руководителя ансамбля Готфрида фон дер Гольца и гобоистки Катарины Арфкен, сколь опять же удивительной естественностью и почти «домашним» уютом. Интонации, дыхания фраз были поставлены настолько естественно, что казалось, будто музыка льется с небес, увлекая туда всех сидящих в зале.