0
2349
Газета Культура Интернет-версия

29.05.2017 00:01:00

Не меняйте скрипку на "планшету"

Тэги: игорь стравинский, история солдата, дмитрий ситковецкий, владимир познер, андрей макаревич


игорь стравинский, история солдата, дмитрий ситковецкий, владимир познер, андрей макаревич Макаревич выступил в проекте как чтец, музыкант и художник. Фото Инны Островской предоставлено пресс-службой проекта

Парадокс: сам Игорь Стравинский назвал «Историю солдата» своим единственным театральным сочинением, имеющим отношение к современности. Но ставят его гораздо реже, чем языческие страсти «Весны священной» или балаганную драму «Петрушки». Исправить несправедливость решил известный скрипач и дирижер Дмитрий Ситковецкий. 

Более того, современность так современность – и у произведения великого русского композитора появился новый текст. А среди его исполнителей – такие нетрадиционные для классической музыки личности, как Владимир Познер и Андрей Макаревич. Премьера спектакля (название тоже обновлено – «Черт, солдат и скрипка») прошла в Концертном зале имени Чайковского в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес». Смелый эксперимент? Амикошонская бравада? Эклектический кикс? Разбирался автор текста.

Сквозь затемненный партер зала к сцене пробирается одинокий скрипач, высвеченный прожектором. Находит на эстраде своих сотоварищей по ансамблю – кларнетиста, барабанщика, пианистку. На другой край сцены высыпают операторы с телекамерами – верный признак выхода неких знаменитостей. Над залом зажигаются громадные мониторы – мы видим лицо телеведущего Владимира Познера в его привычной студии. Слышим знакомый, с легкой «нездешинкой» ироничный голос. Может быть, с похожей интонацией говорил 60 лет не ступавший на русскую землю сам Стравинский? Нам рассказывают об «Истории солдата» – произведении «играемом, читаемом и танцуемом», написанном в 1918 году, в последние месяцы одной из самых бессмысленных и кровавых войн в истории человечества. В основе – классическая сказка Афанасьева о встрече старого солдата, у которого после многих лет ратной службы единственное, что осталось, кроме потрепанного мундира и сапог, – это скрипка, и черта, который на эту скрипку положил глаз. Мораль простая: никогда, ни при каких обстоятельствах не заключай с чертом никаких сделок. Сколь бы  выгодными они ни казались – обязательно обманет, окрутит и сгубит.

Смысл притчи в разгромленной и разодранной в клочья Европе начала ХХ столетия был очевиден. Но если черта встретит сегодняшний солдат, который уж в таких передрягах побывал, такие страны и битвы перевидал, что его пращуру и не снились?

Однако и черт за столетия обзавелся хитрым оружием. У него кроме умения красть с неба луну и вымогать кровавую подпись есть, например, биржи, где можно спекулировать миллионами, банки, где дают себя обкрадывать миллиарды, Интернет, где так легко утопить во вранье весь род людской… О новом повороте старой истории и взялся рассказать нам Владимир Владимирович, «спустившись» с экрана и выйдя самолично к публике. Не один – к другому концу большого стола, совсем как в известном цикле телебесед «Познер», садится Андрей Макаревич, и  чередуясь они начинают читать: «Мимо речки, мимо луга по шоссе Дербент–Калуга шел солдат своей страны с необъявленной войны. Не англо-бурской, не франко-прусской, а самой что ни на есть русской. Кое-где автостопом, а в основном пешком топал. На билет денег нет: выплаты боевые распилили писаря полковые. Всей душой домой стремился, но вот притомился…»

Дальше, понятно, черт с его соблазнами богатства, власти и славы, мена старомодной скрипки на продвинутую «планшету», криминальный успех в офшорной зоне, шальная принцесса в качестве жены, тоска по родине, приводящая в родной застенок… Все это изложено поэтом Михаилом Успенским (к сожалению, до премьеры не дожившим) в лихом соединении раешного стиха и самых современных реалий.

Если Владимир Познер взят в проект, помимо популярности, со всей очевидностью за нездешний голос, то Андрей Макаревич – за его великолепные рисованные иллюстрации к истории, анимированные на видеоэкране художником Яном Калнберзиным. Ну и, конечно, не удерживается Андрей Вадимович от того, чтобы не взять в руки гитару и пару минут не попеть. Больше себе не позволяет: все-таки хозяин этого музыкального праздника не он со своим простеньким напевом, а Стравинский с его суперизысканной графически-прозрачной партитурой.

Волшебство Стравинского в «Истории солдата» особенно изумляет: звуков мало, а зрелищности и драйва в этих наигрышах, маршах, танго, вальсах, регтаймах – как в могучем джазовом или рок-концерте. Да и не было бы современного джаза и рок-н-ролла без Стравинского, это тот же Макаревич признает. Правда, чтобы уравновесить разросшийся текст и довести спектакль до полнометражного одноактного (в чистом виде «История солдата» идет 50–60 минут), Ситковецкий дополняет партитуру фрагментами из «Мавры», «Поцелуя феи», Симфоний духовых памяти Дебюсси и других произведений Стравинского. И, раз уж позволил себе такую вольность, вносит коррективы в исполнительский состав: вместо инструментального септета (кларнет, фагот, корнет-а-пистон, ударные, рояль, скрипка, контрабас) делает редакцию для квартета (кларнет, ударные, рояль, скрипка). Поборники традиций могут быть недовольны, но, по моему слуховому ощущению, звучит вполне стильно. В конце концов почему можно делать переложения, допустим, Баха (кстати, переложение «Гольдберг-вариаций» для струнного трио, сделанное Ситковецким, с успехом исполняется по всему миру), а Стравинского – нельзя?

Претензий к исполнительскому мастерству Дмитрия, как и его партнеров – кларнетиста Игоря Федорова, барабанщика Антона Плескача, пианистки Полины Осетинской – никаких. А ведь они помимо точного владения своими инструментами и как актеры себя заявляют, разыгрывая реплики от черта (Ситковецкий) и его свиты. Отдельная строка зрелищной партитуры спектакля – пластические партии солдата (Александр Тронов) и принцессы (Анна Дельцова), танцующих то в духе модерн-данса, то в манере брейка, будто задвигались-задергались ростовые куклы, сбитые из деревянных дощечек (хореография и режиссура Михаила Кислярова).

Успех у исполнения был сумасшедший, зал абсолютно переполнен, явилась и музыкальная элита, и телевизионная… Иными словами, продюсерски затея оправдалась на 100%. Вот только какое у нее будущее? Тот же Познер говорил автору этой заметки, что из-за характера своей основной работы, требующей постоянной привязки к эфиру, не видит возможности сколько-нибудь регулярного проката спектакля. Однако его партнер Андрей Макаревич был не так пессимистичен, дипломатично заметив: есть варианты. В кулуарах же я услышал от организаторов: это вопрос наличия приглашений. Ведь и Владимир Владимирович, когда появляется увлекательный проект вроде съемок фильма об очередной приятной стране, находит окошко между своими телевизионными эфирами. Будем надеяться, что и история «Черта, солдата и скрипки» не закончится на пятничном приключении в Зале имени Чайковского. Уж больно она ко дню в сегодняшней России, где и солдат, и чертей предовольно. И где, продолжая метафору, еще не вполне прибрана к чертовским рукам скрипка. То есть жива гениальная музыка Стравинского.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1070
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1031
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
850
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
973

Другие новости