До Петербурга Пласидо Доминго уже пел Макбета в Берлине, Лос-Анджелесе и в Валенсии. Фото Валентина Барановского предоставлено пресс-службой Мариинского театра |
На XXV фестивале «Звезды белых ночей» Валерий Гергиев продемонстрировал образцово-показательные составы певцов в репертуарных операх «Дон Карлос» и «Макбет» Верди, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича.
Для гигантской России одного такого летнего фестиваля, как «Звезды белых ночей» длиной в два месяца, наверно, мало, и чем таких больше, тем было бы лучше. Зальцбургский фестиваль, с которым неизбежно сравнивают этот гергиевский форум, тоже один такой, но ведь и проходит он в маленькой Австрии, куда, правда, съезжается полмира. Да и длится он чуть больше месяца, и наполнение у него исключительно фестивальное – в отличие от «Звезд белых ночей», в программу которого, как и в Зальцбурге, включены камерная и симфоническая программы, но в основе – репертуарные спектакли, большая часть которых автоматом попадает в фестивальный период. В Зальцбурге выпускаются эксклюзивные премьеры с плотными звездными составами участников и меняющимися дирижерами, а на «Звездах» премьер бывает две-три. Фестивальными на «Звездах белых ночей» можно считать по гамбургскому счету лишь те спектакли, куда стремительно, за пару дней вводятся приглашенные звезды. Валерию Гергиеву не приходится долго уговаривать первостатейных солистов, готовых с суперпрофессиональной легкостью впрыгнуть в готовые спектакли. В этом году ими оказались Ева-Мария Вестбрук и музыкант-рекордсмен Пласидо Доминго, давно знакомый с правилами игры Мариинки. Можно было бы продолжить этот ряд и именем Татьяны Сержан, которая еще всего несколько лет назад вызывала восторги европейской публики, а для российской была доступна лишь на роликах youtube или в обзорах зарубежной прессы. Но сегодня она, к счастью соотечественников, значится солисткой Мариинского театра. Валерий Гергиев пригласил эту певицу уникального дарования в свою команду, принял в труппу театра в пору зенита ее вокальной формы. Публика мгновенно оценила масштаб ее артистической личности и со страстью коллекционера старается не пропускать спектакли с участием Сержан. Не говоря о тех певцах, которые, являясь солистами оперной труппы театра, работают на разные части мира, одновременно делая его маленьким и в то же время расширяя границы, укрепляя себя в звании «мировой величины». Это и Анна Нетребко, и меццо-сопрано Екатерина Семенчук, успевающая включать в свои графики и Европу, и Америку, держа на первом плане Россию, и бас Евгений Никитин, которого знают повсюду уже не только как вагнеровского певца, но и как барона Скарпиа из «Тоски» Пуччини, и Рупрехта из «Огненного ангела» Прокофьева. Мировые баллы неуклонно набирает и узбекский тенор Нажмиддин Мавлянов, сделавший в Мариинском театре в уходящем сезоне несколько важных дебютов. Эти певцы представляют тот небольшой, но дорогого стоящий костяк – команду, с которой можно творить и записывать, напоминая знаменитые команды Караяна.
«Дон Карлос» Верди в постановке Джорджо Барберио Корсетти – не самая лучшая сценическая версия шедевра, написанного по драме Фридриха Шиллера, претендующая на глубокомыслие в исторических костюмах. Но даже в таком пустоватом спектакле хороший состав исполнителей способен удовлетворить и Верди, и слушателей с дирижером, каким был Валерий Гергиев после спектакля с участием грандиозного квинтета исполнителей Татьяны Сержан, Екатерины Семенчук, Нажмиддина Мавлянова, Алексея Маркова, Михаила Петренко. Новое, а в определенном смысле беспрецедентное поколение российских вердиевских певцов в их лице отличается не только красотой, силой, осанистостью и чувственностью бельканто, но и отменным итальянским. Татьяна Сержан являет абсолютное чудо сценического преображения, когда из неприметной в обыденной жизни вдруг превращается в королеву Елизавету с ее любовью, ставшей из естественной запретной любовью к пасынку. Все ее тело обретает на сцене завораживающую органику существования, взгляд драматической актрисы будто из старого немого кино выражает неизбывную печаль. Но главное – голос с его чувственным и женственным вибрато, с его страдальческим пафосом, стремлением к истине создавал из героини певицы личность колоссальной силы. Драматическая поэма Шиллера и опера Верди через этот голос обретали в XXI веке посла своей мечты и веры в торжество справедливости. Статный, с чувством собственного достоинства тенор Нажмиддин Мавлянов (Дон Карлос) с его сдержанно южным темпераментом и сильнейшим мужским обаянием добавлял итальянскости происходящему, отдаленно напоминая Марио дель Монако, изумляя ровностью звуковедения, строгим распределением сил и чувством меры. Нидерландская певица Ева-Мария Вестбрук в титульной партии в опере «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича стала первой зарубежной певицей, выступившей в ней в Мариинском театре. Одна из лучших Екатерин, она периодически выходит в этой роли, начиная с 2006 года, но за 10 лет ее интерпретация ничуть не утратила свежести, удивляя искренностью, чистотой и пугающей глубиной прозрения. Надо быть иностранкой, человеком извне, чтобы ярче и четче увидеть образ Лескова и Шостаковича. Валерий Гергиев, кажется, был чрезвычайно вдохновлен такой протагонисткой, словно вновь открывая для себя хорошо знакомые страницы партитуры.
Неизвестно, когда бы снова приехал знаменитый испанский музыкант в Петербург к своему другу маэстро Валерию Гергиеву, если бы не Кубок конфедераций, на один из матчей которого они оба спешили так, что решили перенести оперу «Макбет» с традиционных семи вечера на пять. Впрочем, на качестве, во всяком случае, темпе исполнения это почти не отразилось, хотя некоторые хоры ведьм и пронеслись бешеней обычного, придавая действу больше зажигательности и адского блеска. 76-летний Пласидо Доминго, несколько лет назад понизивший свой статус с тенора до баритона (чем продлил свой вокальный век), уже не раз выходил в партии героя шекспировской трагедии и в Берлине, и в Лос-Анджелесе, и в Валенсии. В двух последних городах его партнершей – одержимой леди Макбет – была меццо-сопрано Екатерина Семенчук, которая составила ему компанию и сейчас в спектакле Мариинского театра. Их сценический союз совсем недавно был зафиксирован на DVD с записью «Макбета», выпущенном на лейбле Sony. После футбола, пожалуй, именно Екатерина стала для Доминго еще одной веской причиной для визита в Мариинский театр, куда он, к счастью российских меломанов, приезжает если и не всегда с частотой раз в год, то в целом все равно с завидной регулярностью. Для певца баритоновая партия Макбета, по его словам, может быть сравнима с партией Отелло, которого он пел, будучи тенором. В обоих случаях герои трагедий Шекспира дают артисту возможность развернуться и всласть музыкально-драматически рефлексировать на тему судьбы, рока, власти, любви и еще много чего другого. А Доминго из «футбольной» тройки знаменитых теноров рядом с Паваротти и Каррерасом всегда отличался обостренным драматизмом своих интерпретаций. Его мариинский дебют в «Макбете» состоялся при горячей поддержке маэстро Гергиева и сильной партнерше, какой предстала Екатерина Семенчук, словно призванная на своем фоне высветить силу и слабость своего шекспировского супруга. Невозможно было не почувствовать, с каким азартом оба жили в пространстве спектакля, блистательно созданного в 2001 году режиссером Дэвидом МакВикаром. К их отрицательным героям, задумавшим построить свою власть на кровавой мести, невозможно было не проникнуться сочувствием и сопереживанием, чему, впрочем, в немалой степени поспособствовал ведь и сам маэстро Верди. Как поспособствовал он и созданию атмосферы безумия, вырастающего из разрушительной жажды мести в «Трубадуре». Его тщетно пытался сдержать маэстро Доминго, стоя за дирижерским пультом, но оно безжалостно прорывалось, пока Азучена в исполнении Екатерины Семенчук не успокоила всех предсмертной колыбельной Манрико в финале.
Санкт-Петербург