0
2135
Газета Культура Интернет-версия

27.07.2017 19:33:00

Музыка иных сфер на сцене "Новой оперы"

Александра Хомякова

Об авторе: Александра Хомякова - искусствовед, научный сотрудник ВМОМК им. М. И. Глинки


Фото предоставлено пресс-службой театра

Второй год подряд в московском театре Новая Опера им. Е. В. Колобова сезон завершился хоровым фестивалем «Иное» - соло хора театра в четырех частях на тему хронотопа вечности, гармоничной взаимосвязи небесного и земного в произведениях композиторов разных стран и эпох: Татьяны Шатковской-Айзенберг, Пуленка, Стравинского, Генделя. Уже по традиции первые два спектакля проходили в уютном камерном Зеркальном фойе, а вторая пара мероприятий - на большой сцене театра.

Нынешний фестиваль открылся яркой премьерой хоровой оперы Татьяны Шатковской-Айзенберг «Красное» - заключительной части оригинальной хоровой трилогии режиссера Алекея Вэйро и хормейстера Юлии Сенюковой. В прошлом году зрители увидели первые две части - «Черное» и «Белое», которые посвящены существующим в некоторой изоляции от всего окружающего мира «иным» людям. Так, в «Черном» в обобщенной художественной форме была показана жизнь чернокожих афроамериканцев, исполняющих разнохарактерные спиричуэлс, а в «Белом» представали герои эпохи итальянского Возрождения, которые слаженно пели ренессансные хоровые миниатюры. В «Красном» же воспевается Испания во всей своей самобытности. Идея создания данной хоровой оперы, в которой сконцентрированы древние пласты испанского фольклора, была навеяна произведениями изобразительного искусства - картинами Пикассо «Герника» и Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».

Сюжет «Красного» разворачивается вокруг трагического события - бомбардировки испанского города Герники фашистским легионом «Кондор» 26 апреля 1937 года, когда в результате внезапного налета погибло огромное количество мирных жителей, когда город был фактически стерт с лица земли. Эта хоровая опера, созданная на тексты Лорки, Рильке, Айзенберга, Вэйро, Голодяевской, воспринимается как отзвук уже случившейся катастрофы. Она построена как реминисценция, по логике Платона, который полагал, что в обращении к прошлому и заключается рождение нового: «… если бы возникновение шло по прямой линии, только в одном направлении и никогда не поворачивало бы вспять, в противоположную сторону, - … все в конце концов приняло бы один и тот же образ, приобрело одни и те же свойства, и возникновение прекратилось». В «Красном» эхо катастрофы воздействует на подсознание погибших жителей Герники, видящих разнообразные сны о родной стране, о ее героях в иной реальности: в музыкальном повествовании внезапно возникает то образ Кармен, то странствующего рыцаря Дон Кихота, то ария в стиле канте хондо (древнего пения испанских цыган), то плач испанки о павшем на войне муже. Кстати, «Красное» имеет второе программное название «Сны погибших об Испании», состоит из 18 номеров, из них шесть – вариации на испанские и сефардские песни, а остальные двенадцать - современная музыка талантливого молодого композитора Шатковской-Айзенберг. Стоит также отметить, что эта хоровая опера построена по законам симметрии: произведение начинается со звуковой имитации дыхания, с первого вздоха человека и заканчивается дыханием, последним его выдохом…

В отличие от «Черного» и «Белого», которое практически полностью исполняется a capella, в «Красном» активно задействованы дополняющие испанский колорит музыкальные инструменты: гитара, скрипка, мелодион, кахоне и небольшие ударные, на которых играют певцы хора. Если в первых двух частях трилогии Алексея Вэйро и Юлии Сенюковой велика была роль ансамблево продуманной пластики движений, то «В снах погибших об Испании» хореографический элемент пока отсутствовал, поскольку на открытии фестиваля хоровая опера была представлена в концертном исполнении. Однако по словам авторов проекта, через год публика сможет увидеть «Красное» уже во всей красе, с декорационной и пластической составляющими.

В рамках фестиваля «Иное-2» зрители также услышали в Зеркальном фойе редко исполняемые хоровые сочинения Пуленка, большинство из которых написаны на духовные тексты: Четыре покаянных мотета, Четыре маленькие молитвы Святого Франциска Ассизского, Четыре рождественских мотета, мотет Ave verum corpus. Все эти произведения французского композитора очень разноплановы по стилю, однако их объединяет яркий пронзительный мелодизм и психологическая глубина.

На большой же сцене театра прозвучали духовные сочинения кумира Пуленка - Игоря Стравинского, 135-летие со дня рождения которого мы отмечаем в 2017 году. Кстати, также как и хоровая опера «Красное» оратория «Плач пророка Иеремии» Стравинского, впервые исполненная в нашей стране в Новой опере в завершившемся сезоне, построена рефлексивно, как реакция на уже свершившееся историческое событие с трагической окраской.

Заключительным аккордом фестиваля «Иное-2» стало шикарное исполнение оратории «Мессия» Генделя солистами, хором и оркестром Новой оперы под руководством главного дирижера театра, Яна Латама-Кенига. Зрители услышали могучий, эмоциональный, проникнутый глубоким философским смыслом музыкальный триптих о подвиге Спасителя на фоне перспективных проекций с изображениями рыбы, голубя, оленя - символов Христа. В кульминационный момент всего действа, перед исполнением грандиозного гимна победы «Аллилуйя» Ян Латам-Кениг дирижерским жестом попросил публику подняться со своих мест, чтобы по существующей со времен создания оратории традиции выслушать стоя это музыкальное благодарение небесам Генделя. Во время звучания «Аллилуйя» мужские, женские голоса хора и солистов объединились в единое целое, заполнив все пространство зала звуками ликования; пространство и время слились воедино, образовав хронотоп вечности… 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1583
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1783
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1893
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4263

Другие новости