Пятый Международный фестиваль современной хореографии CONTEXT. Diana Vishneva пройдет с 12 по 19 ноября в Москве и Санкт-Петербурге. О главных событиях фестиваля музыкальному критику Анастасии ПОПОВОЙ рассказал его куратор Самуэль ВЮРСТЕН – специально для «НГ».
– В этом году СONTEXT. Diana Vishneva отмечает пятилетие. Что особенного ждет зрителя?
– Программа юбилейного фестиваля очень разнообразна. Из самого интересного назову постановки молодых и очень успешных европейских хореографов, которых сегодня считают практически законодателями моды в современном танце. Это спектакль «Нижинский» Марко Гекке, сделанный им для труппы Gauthier Dance из Штутгарта. И «Asunder» Гойо Монтеро в исполнении артистов Пермского театра оперы и балета: это первая постановка, которую CONTEXT продюсирует от начала до конца. Мировая премьера пройдет на нашем фестивале, и только потом спектакль будет показан в Перми. Еще одно уникальное, на мой взгляд, событие – выступление примы Ла Скала Алессандры Ферри. 10 лет назад она завершила танцевальную карьеру, а затем решила вернуться.
– Моя личная радость в программе фестиваля – спектакли Уэйна МакГрегора. Мы увидим то, что еще не показывали в России?
– Балет FAR танцовщики МакГрегора уже привозили в Санкт-Петербург. «Witness», который исполнят Алессандра Ферри и Герман Корнехо, русская публика увидит впервые. Это очень эклектичный спектакль, хореограф в нем, подобно ученому, исследует возможности тела. МакГрегор настоящий художник XXI века. За последние 15 лет он успел сделать себе имя в России, зритель на него пойдет.
– Ежегодно одно из долгожданных событий фестиваля СONTEXT – выступления Дианы Вишневой. Что она исполнит в этом году?
– Это будет специальная, юбилейная программа. Диана станцует Петрушку в одноименном балете Стравинского в новой хореографии Владимира Варнавы и выступит в Pas de deux из «Спящей красавицы» в постановке Марко Гекке на открытии фестиваля в Москве и закрытии в Санкт-Петербурге.
– Помимо показа спектаклей фестиваль проводит конкурс молодых хореографов. Какие проблемы сегодня стоят перед начинающими постановщиками?
– Главная проблема юных хореографов – найти площадку, на которой они смогут демонстрировать свои работы. Участникам конкурса СONTEXT ее предоставляет. Возможность донести свои идеи до публики подогревает интерес молодежи к состязанию и вносит динамику в творческий процесс. На сегодняшний день мы получили в два раза больше заявок, чем в прошлом году.
– Каковы привилегии лауреатов?
– Мы заботимся о том, чтобы их деятельность не ограничивалась фестивалем CONTEXT. Два года назад я пригласил нашего лауреата Константина Кейхеля поработать с труппой Нидерландского балета. Сейчас победительница последнего конкурса Ольга Васильева по моей инициативе ставит спектакль в Израиле. Он будет представлен на фестивале в этом году.
– В прошлом году вы были в составе жюри конкурса. Что, на ваш взгляд, делает балет современным?
– Трудный вопрос. Танец сегодня – явление эклектичное, в балетном театре единовременно живут классика, неоклассика, contemporary dance. Нет единого набора критериев, по которым можно понять, хорошая перед нами работа или проходная. Для меня в первую очередь важен физический аспект танца, качество движений.
– Изюминка фестиваля – обширная образовательная программа. На IV фестивале CONTEXT. Diana Vishneva встреча с Матсом Эком и Аной Лагуной стала сенсацией. Ждать ли чего-то подобного в этом году?
– Безусловно. У нас будут мероприятия для широкой публики, главное из них – творческие встречи Context Speaks (имя нашего гостя пока сохраним в тайне, так как переговоры пока не завершены). Также в планах закрытые семинары и мастер-классы для танцовщиков.
– СONTEXT для вас – прежде всего организационная деятельность, а не творческая. У вас не было мысли самому поставить балет для фестиваля?
– Нет. За свою жизнь я сменил много ролей: танцовщик, хореограф, педагог, артистический директор. Сегодня для меня в приоритете амплуа художественного руководителя и организатора. Помимо фестиваля СONTEXT я руковожу Голландским фестивалем танца, возглавляю балетную школу в Роттердаме, школу современной хореографии в Цюрихе.
Мои следующие проекты – форум в честь 70-летия Иржи Килиана и Holland Dance Festival, который пройдет в январе 2018 года. В программу последнего войдут постановки Гойо Монтеро и Ольги Васильевой. Таким образом мы проведем мосты между разными фестивалями.
– В чем специфика организации балетного фестиваля за рубежом и в России?
– В Европе больше путей для развития современного танца. На голландский фестиваль я могу пригласить любого исполнителя или хореографа. В России же я – исследователь. Моя задача – понять, простите за тавтологию, контекст СONTEXT`а, наладить коммуникацию между сценой и зрителем. В России я ничего заранее не понимаю. В этом интерес.