0
2212
Газета Культура Интернет-версия

18.09.2017 00:01:00

Лахти – Сибелиусу

Тэги: финляндия, лахти, музыкальный фестиваль, сибелиус, симфонический оркестр


финляндия, лахти, музыкальный фестиваль, сибелиус, симфонический оркестр Дима Слободенюк уже два года является главным дирижером оркестра «Симфония Лахти». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В небольшом финском городе Лахти прошел фестиваль музыки Сибелиуса. В год столетия независимости Финляндии это выглядит логично: именно Сибелиус поднял национальную идею страны до уровня всемирной и заставил соотечественников задуматься о своей идентичности. Но и вне зависимости от юбилеев монофестиваль музыки композитора проходит здесь с большим успехом уже 18-й год подряд, и так же как к Вагнеру в Байройт, в Лахти едут к Сибелиусу, а 30% билетов раскупаются иностранными слушателями.

При этом композитор в Лахти никогда не жил и с городом никак не был связан. Однако городской оркестр «Симфония Лахти» – один из лучших на сегодня симфонических оркестров страны – давно поставил музыку Сибелиуса в фокус своего репертуара, исполнил и записал все, написанное финским гением, вплоть до последней ноты (в том числе оригинальные версии его сочинений). И мировая известность пришла к оркестру именно благодаря этому, после памятной записи и исполнения первой редакции знаменитого Скрипичного концерта вместе с Леонидасом Кавакасом.

А в 2010 году в Лахти построили большой концертный зал на 1250 мест, полностью из дерева (это самый большой деревянный зал в мире) с уникальной акустикой, созданной поистине революционными решениями. Например, в зале 188 дверей, открывая и закрывая которые можно изменять параметры звучания, делая его более гулким или «сухим», а сам он, как в футляр, вставлен еще в одну деревянную конструкцию. Есть и другие секреты, заставляющие слушателя чувствовать себя внутри огромного музыкального инструмента.

Последние два года главным дирижером оркестра и художественным руководителем фестиваля является наш соотечественник Дима Слободенюк (непривычное нам и кажущееся фамильярным Дима, потому что Дмитрий слишком сложно звучит для финского уха). Детство и юность дирижера прошли в Москве, где он учился в ЦМШ на скрипке, а его дед был концертмейстером альтов в оркестре Кондрашина (Московской филармонии), отец же сидел с ним рядом на втором пульте. Потом семья перебралась в Финляндию, где Дмитрий закончил Академию Сибелиуса, учился у Лейфа Сёгерстама, впитав, вслед за российской, финскую дирижерскую школу. Сегодня он выступает с лучшими мировыми оркестрами, но и своих у него два: в финском Лахти и испанской Галисии. В Санкт-Петербурге уже успели оценить Слободенюка по достоинству во время весеннего концерта симфонического оркестра Лахти в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Думается, что выступления дирижера с российскими оркестрами тоже не за горами.

Когда Слободенюка на встрече со слушателями спросили, каково это играть музыку Сибелиуса с оркестром, у которого она «в крови», он ответил, что исполнение музыки подобно строительству дома: сначала надо возвести каркас, создать структуру, а тут дом уже построен, и можно заниматься его отделкой.

И действительно, концерт, на котором довелось побывать, запомнился как общим целостным и ясным впечатлением от исполняемых произведений, так и уникальными звуковыми эффектами, деталями и красками. В программе были произведения, которые нечасто услышишь в концертах: «Океаниды», Три песни для голоса с оркестром, в которых солировала известная финская сопрано Ану Комси. Она же пела и в «Луоннотар». Это произведение на тему «Калевалы» было написано Сибелиусом для известной финской певицы Айно Акте, имевшей непосредственное отношение и к возникновению Финской национальной оперы, и к основанию Оперного фестиваля в Савонлинне. Во втором отделении калевальский сюжет нашел свое продолжение в большой симфонической поэме «Леминкяйнен». Слободенюк в ней добился каких-то запредельных звучностей, чему способствовало и мастерство оркестра, и акустика зала, но поразила также его способность в какой-то момент путешествий героя буквально останавливать время под таинственное шуршание контрабасов. «Времени больше не будет», – вспомнилась вдруг апокалиптическая фраза. А потом этот мистический «Туонельский лебедь» поплыл по черной глади озера, потому что Слободенюк, вразрез традиции, исполнял эту часть не до, а уже после смерти главного героя. А реальное озеро Весиярви тоже было тут, за стеклянной стеной фойе, и лебеди там плавают, к которым у Сибелиуса было особое чувство, и вся финская суровая природа, без которой творчество композитора не понять, тоже тут же рядом присутствовала. Но закончилось все, конечно, «Возвращением Леминкяйнена», оживила его мать Луоннотар… но, заглянув в темные глубины, возвращаешься уже другим.

Симфонический оркестр Лахти дал во время фестиваля три концерта, четвертый вечер представил гостевой шведский Симфонический оркестр Гётеборга, тоже имеющий давние взаимоотношения с музыкой Сибелиуса. За пультом его – молодой финский дирижер, уроженец Лахти – Сантту-Матиас Роували – по манере напоминающий Дудамеля, только ставшего кудрявым блондином. Роували задал запредельный темп и драйв, который, надо сказать, оркестр выдержал с честью. Только это уже был другой Сибелиус, полностью дневной, без тайн и мистики. К тому же дирижер решительно объединил два совершенно разных произведения композитора – «Лесную нимфу» и «Сагу» в одно целое, исполнив их в первом отделении без перерыва. Во втором отделении Пятая симфония окончательно «завела» публику, горячо приветствовавшую оркестр и дирижера.

Программу фестиваля дополнили камерные концерты: Юхани Лагерспетц исполнил фортепианные произведения композитора, а меццо-сопрано Моника Грууп, не так давно блиставшая в Метрополитен в опере Саариахо «Любовь издалека», дала лидерабенд. Можно было посетить лекции и беседы с дирижерами. Короче, уйти на пять дней фестиваля в музыку Сибелиуса с головой – она того стоит.

Лахти – Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
340
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
344
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
279
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
182

Другие новости