Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Анатолий Васильев - для всех людей театра фигура знаковая и легендарная, режиссер, которого давно и естественно называют выдающимся и великим, отказался от номинации на "Золотую маску", написав открытое письмо, адресованное "дамам и господам", экспертам "Золотой маски" и генеральному директору фестиваля и премии Марии Ревякиной.
В письме Васильев пишет: "Прошу вас снять с афиши и номинации мое имя и вместе с ним спектакль «Старик и море», автором которого я являюсь». Это означает, что вместе с Васильевым номинации "лишается" и актриса Алла Демидова. Причин для такого отказа у Васильева несколько. Первая - что спектакль создавался в хорошей компании, посвящен памяти великого Юрия Петровича Любимова и этого вполне достаточно, чтобы счесть "неприличным всякое участие в конкурсах и смотринах", в дополнение к этой причине, можно сказать, звучат и слова о том, что "театр - удел и забава молодых поколений". Далее Васильев пишет, что с 2006 года не участвует в культурной жизни города Москвы, не дает интервью и не проводит мастер-классы: «Я выбрал путь и назвал его — добровольное изгнание! Я стал работать во Франции, в Италии, в Греции, но я продолжал жить в Москве. Я писал тексты, снимал кино, много всего. В одиннадцатом году я неожиданно был возвращен в Москву с предложением вернуть мне студию на Поварской. Прошло семь лет переписки и ожиданий. Я расстался с прошлым окончательно. И странно было бы при таком моем выборе человека и художника, согласиться на номинацию в «Золотой маске». Есть, наконец, и третья причина: «Еще об одной причине не стоит совсем говорить! Простите меня, но Кириллу Серебренникову нужна не Золотая маска, а свобода! Он ее заслужил».
Уважение к воле художника - святое дело. К тому же Васильев - не первый, кто отказывается от номинации. До него два года тому назад отказались от участия в борьбе за "маски" как раз Кирилл Серебренников и Константин Богомолов. У Серебренникова, согласимся, в этот раз такой возможности не было, но вот Богомолов нигде публично не говорил, что вернулся в борьбу. Но вот - оба снова номинированы. До них отказывался от личных номинаций Валерий Гергиев.
Смущает - лучше всего воспользоваться этим словом - то, что в один котел брошены такие слишком несопоставимые и разные причины - забавы молодых и арестованный товарищ и коллега, нежелание участвовать в смотринах и конкурсах - и неучастие в культурной жизни столицы, несмотря на то, что предложения и вполне реализуемые, конкретные, предполагающие реальное возвращение Васильева на Поварскую режиссеру поступали, но он под разными предлогами от практического воплощения таких планов, увы, уходил в сторону. Неучастие Васильева в культурной жизни Москвы чрезвычайно печально, досадно и может быть даже вредно для самой нашей культурной жизни и как раз как ее возвращение - пусть такое вот, мемориальное - спектакль в память о Любимове. Многие и восприняли "Старика и море". А эксперты "Маски" своей номинацией зафиксировали это радостное событие. Все остальные важные слова он мог сказать весной на церемонии. Кажется, что поторопился.