Квартет музыкантов-экспериментаторов пытается «омузыкалить» необычные природные явления. Фото с официального сайта фестиваля
В программе NET-2017 заметен уклон в область жанров музыкального направления: помимо современной оперы «Евангелие» Алексея Коханова и Марии Марченковой или серии мультижанровых (в том числе и музыкальных) перформансов программа включает два спектакля в формате инструментального театра: «Проект необычных погодных явлений» (им как раз открылся фестиваль) и «Красная Шапочка» французского композитора Жоржа Апергиса. Музыкальные инструменты и сами исполнители здесь и герои, и актеры.
«Проект необычных погодных явлений» от швейцарской театральной компании Бернетта поставлен по книге американского физика Улиьяма Корлесса «Руководство по необычным природным явлениям» с описанием редких природных катаклизмов – например, смены времен года в неправильном порядке. Это причудливый спектакль (его жанр определяют как Погодная симфония для трубы, скрипки, кассеты и световой машины), с включением «странностей» сценического порядка. Так, автор музыкальной концепции спектакля Матиас Вейбель призвал тромбониста звуком «переворачивать» страницы книги на видеослайдах (один звук – один слайд). Остальные музыканты по идее Вейбеля играют на инструментах, невиданных даже в узкоспециализированных кругах: например, к струнно-смычковому ребабу присоединена труба звукозаписывающего свойства. Сам факт реального существования подобных диковин с XIX века (об этом сообщили при обсуждении после спектакля) приводит в замешательство и напрямую соответствует идее «странных явлений».
Том Луц, автор идеи и режиссер проекта, здесь делает упор на визуальный ряд, насыщает спектакль сценическими метаморфозами, и квартет музыкантов вписывает в художественную концепцию постановки. Как неподвластна человеку погода, так неконтролируема машина из магнитофонных катушек, расставленных по всему периметру сцены. Чтобы поднять звукозаписывающие пленки в воздух, участники присоединили белые шары, словно прилетевшие с картин Рене Магритта. О бельгийском мастере сюрреализма говорит и сама атмосфера: среди тумана возникает рыцарь в латах, который на его картинах, может, и не присутствовал, но идея соединения неожиданных элементов Магритту также свойственна.
Открытия ученого в книге и музыкальные аллюзии вызывают воспоминания о спектакле Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», поставленном в Электротеатре «Станиславский». У швейцарцев действие также безупречно рассчитано по времени, но внутренняя драматургия менее «заряженная»: их спектакль погружает в туманную дымку неясностей мира, неподвластных для понимания человека.
В спектакле «Красная Шапочка» (его покажут 18 ноября), другом варианте инструментального театра на фестивале, на смену причудливому квартету придет секстет из традиционных инструментов: саксофон, скрипка, два кларнета и два фортепиано. Если в «Проекте необычных природных явлений» восхищение большинства вызвано от устройства визуальных метафор, на предстоящей российской премьере «Красной Шапочки» можно готовиться к удивлению от искусства звуковых метаморфоз.
Правда, они могут с легкостью соперничать в категории непривычности формы воплощения. Согласно замыслу композитора, поющей Красной Шапочки и Серого Волка мы не увидим, как и рассказа текста под музыкальное сопровождение: участники ансамбля «Студия Новой музыки» под руководством режиссера Алексея Смирнова превратятся в актеров и сами поочередно расскажут известную сказку Шарля Перро.
Жорж Апергис – одна из важнейших персон современного музыкально-театрального пространства, обладатель престижной премии Золотого льва на Венецианской биеннале. Его спектакли уже много лет ставятся на крупнейших театральных и музыкальных площадках; для России же это первый серьезный шаг в освоении этой территории (в 2016 году можно было увидеть небольшую театральную пьесу «7 преступлений любви» в Центре Мейерхольда).
Главная черта его музыкального театра – синкретизм всех составляющих элементов: звук инструмента объединяется со «звуком» текста, речь человека с «речью» инструмента, да и сами движения музыкантов становятся частью общего действия.
В детском спектакле «Красная Шапочка», премьера которого состоялась еще в 2001 году, композитор работает по тем же законам, что и в других сочинениях, но особое внимание уделяет словам. Они повторяются по нескольку раз в различных формах словно «на карусели», чтобы успеть сориентировать зрителя в непривычном звучании и ритмах партитуры.
Несмотря на необычную форму, «Красная Шапочка» – скорее юмористический спектакль, с очаровательным французским юмором с оттенком абсурда. К примеру, образ волка будет связан сразу с двумя кларнетами, а «Красная Шапочка» – со скрипкой, но точных аналогий здесь нет: только игра аллюзиями и ассоциациями.