0
4714
Газета Культура Интернет-версия

04.12.2017 00:01:00

Наши думы – не ваши радости

Тэги: пушкинский музей, выставка, передвижники, импрессионисты


пушкинский музей, выставка, передвижники, импрессионисты Большинство картин на выставке – известные, даже хрестоматийные. Фото агентства «Москва»

К XXXVII по счету фестивалю «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в ГМИИ приурочили выставку, устраивающую рандеву явлениям, на первый взгляд друг от друга далеким. Сопоставление это основано на статье искусствоведа Нины Дмитриевой «Передвижники и импрессионисты» – в этом году исследователю исполнилось бы 100 лет.

К прошлому фестивальному выпуску президент Пушкинского музея Ирина Антонова сделала большую – гораздо объемнее нынешней – сложносоставную, увлекательную выставку-путешествие по эпохам и стилям, отталкивавшуюся от эссе Андре Мальро «Воображаемый музей». На этот раз сама экспозиция не так масштабна и участвуют в ней лишь российские музеи, многое – из собрания самого Пушкинского. Сейчас Ирина Антонова названа «автором идеи и проекта», перечислена большая кураторская группа: от ГМИИ в нее входят Ирина Никифорова, Анна Познанская, Наталия Автономова и Алла Луканова, от Третьяковской галереи – Татьяна Юденкова и Ольга Атрощенко.

Последние годы Пушкинский музей часто бежит на выставках от текстов-объяснений, и сейчас, кроме вступительной экспликации, напротив которой в Белом зале висит второй текст – с выдержками из статьи Дмитриевой, кроме появляющихся непредсказуемо и точечно цитат самих художников – никакого «компаса» зрителю не дают. Это удивительно – на первый взгляд трудно (если не сказать – едва ли) сравнимые опусы погруженных в извечные, кажется, думы передвижников и поющих сиюминутную прелесть бытия импрессионистов оказываются и после всего выставочного «маршрута» все так же трудно сравнимыми. В итоге зрителю остается радоваться встрече с хорошими знакомыми (большинство из 80 картин и рисунков, есть тут и скульптурные вкрапления – из числа хрестоматийных), пока вдруг не промелькнут редкие рифмы – либо пытаться понять, зачем же все это встретилось на одном показе...

С третьим труднее всего. Вступительный текст к выставке и выдержки из дмитриевской статьи говорят то о «решении схожих задач различными путями», то о борьбе с академическими традициями, то о поиске нового видения, то о пленэризме, о том, как передвижников и импрессионистов сперва не принимали... Но часто кажется, будто тексты и экспозиция существуют в каких-то разных плоскостях. О чем выставка? О том, что если с одной стороны зала оказалась напоенная воздухом легкость «Завтрака на траве» Моне, то с другой – эпичный левитановский эскиз к «Над вечным покоем»?

Любой исследовательский текст свободнее выставки, где кураторская фантазия скована бытовыми вопросами. Вместе с тем сегодняшние, кураторской эпохи, проекты – не просто собрания предметов, от них ждут завязки-развязки, сюжета. Нынешний показ, кажется, мог бы длиться вечно, нанизывая еще и еще примеры, соседство которых часто видится странным и которое кураторы не поясняют, – нет разделов, нет комментариев. И приведенный дайджест статьи Дмитриевой на вопрос этот не отвечает.

Хорошо, вот бок о бок оказались ренуаровские «Девушки в черном» и «Курсистка» Николая Ярошенко – это из самого очевидного и удачного в смысле сопоставлений. Симпатичные юные лица, то с непосредственной мечтательностью, то с грустью. То с мозаикой цветных бликов вокруг – то с серой дождливой улицей.

Или вот Париж Писсарро, а вот – русского импрессиониста Коровина. Но рифм этих мало, меж тем как количество работ даже выходит за рамки очерченных направлений: тут появляются и постимпрессионисты, и завораживает безысходная экспрессия Ван Гога с «Прогулкой заключенных». Завораживает и экспрессия эскиза «Христос и Никодим» Николая Ге – так можно было бы продолжить тогда дальше – в модернизм, кажется, до немецких экспрессионистов в этих картинах уж рукой подать... Вот другое: «Балаганы в окрестностях Парижа» Виктора Васнецова, рядом балерина Эдгара Дега. По сюжету, по «географии действия» их сталкивают? Нет ответа.

Вспоминается кэрролловская Алиса, «досадовавшая» на книжку, «если в ней нет ни картинок, ни разговоров». Картин-то много, и, несмотря на их известность, много таких, что хочется рассматривать снова и снова. Диалогов не хватает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1218
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
757
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1470
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1425

Другие новости