Дирижер Дмитрий Матвиенко. Фото Михаила Дерюгина
В Московском международном Доме музыки, резиденции Национального филармонического оркестра России (НФОР), состоялись двухдневные открытые репетиции молодых дирижеров, которые претендуют на место в стажерской группе. В конце декабря художественный руководитель НФОР Владимир Спиваков, директор оркестра Георгий Агеев и руководитель стажерской группы Александр Соловьев вынесут вердикт, определив новый состав.
Интересно, что в голосовании участвуют и музыканты оркестра, и даже журналисты, присутствовавшие на прослушиваниях – каждый получил специальный бланк. Правда, критики, к сожалению, практически отсутствовали – и зря, потому что наблюдать за процессом взаимодействия молодого дирижера и уже опытных, знающих себе цену музыкантов было довольно интересно. Каждый из шести претендентов выбрал одно произведение из репертуара НФОР и продемонстрировал свое видение партитуры, свою работу с оркестром за отведенное ему время – один час.
Мысль о создании стажерской группы возникла в 2004 году у директора НФОР Георгия Агеева, который высказывался тогда об отсутствии практики у молодых дирижеров: «Серьезнейшая проблема заключается в том, что, обучаясь в консерватории, студент-дирижер почти не имеет выхода к оркестру – то есть к своему инструменту. Дирижер мне видится наиболее трагической фигурой концертно-филармонической жизни». Многие сразу поддержали подобное начинание, отметив важность и необходимость конкурса, не имеющего на тот момент аналогов в стране. Поработать со знаменитым оркестром, заявить о себе, выступить на лучших площадках Москвы – это, безусловно, перспективный творческий старт. За несколько лет стажировку в НФОР прошли многие молодые дирижеры, ныне ведущие руководители музыкальных коллективов: Алевтина Иоффе, Максим Емельянычев, Денис Власенко, Валентин Урюпин, да и сам Александр Соловьев. С 2006 по 2009 год стажеры провели программу «Знай наших!», выступив в Концертном зале имени Чайковского и в Светлановском зале Дома музыки.
В приоритете у молодых дирижеров оказались два композитора: совсем неожиданно – Александр фон Цемлинский и вполне ожидаемо – Петр Ильич Чайковский. Симфоническая фантазия «Русалочка», позднеромантическое сочинение Цемлинского, прозвучала у НФОР под руководством Арсентия Ткаченко и Александра Хумалы. Оба решили после первого проигрывания сосредоточиться на отдельных эпизодах – особенно Хумала, вызвавший недовольство у музыкантов неоднократными просьбами несколько раз повторить тот или иной такт. Ткаченко же пытался выстроить необходимый баланс между тембрами, акцентируя внимание на динамических нюансах. В целом «Русалочка» и у того, и у другого дирижера удалась: было видно, что оба хорошо знают эту, в общем-то, нечасто исполняемую музыку. Симфонии Чайковского «Манфред» повезло меньше. Ее сначала представил дирижер Сергей Акимов, который «прогнал» сочинение от начала до конца без каких-либо комментариев, а затем его коллега Дмитрий Матвиенко – он взял слишком медленный темп в первой части, отчего воспринимать (и наверняка играть) патетическое сочинение было непросто.
Единственная девушка-дирижер Анна Ракитина обратилась ко Второй симфонии Брамса. И если первые две части звучали несколько нестройно и «одним мазком» (хотелось, чтобы стажер поработала с каждой группой инструментов отдельно), то финал вышел по-настоящему цельным и точным по характеру. Пожалуй, по-настоящему четкое понимание поставленной задачи продемонстрировал Ариф Дадашев – наиболее опытный и уверенный в себе дирижер. Не побоявшись взять Шестую симфонию Брукнера, он не только скрупулезно «оттачивал» с оркестром подголоски, сольные эпизоды, подходы к кульминациям, но и прибегал к образным ассоциациям, рассказывая историю создания произведения.