Маленькие жители Кишинева вместе с родителями после спектакля изучают рисованные декорации «Снеговика». Фото предоставлено Русским драматическим театром имени А.П. Чехова
Образцовский Театр кукол побывал с гастролями в Молдове. Гастроли стали завершающим событием зарубежного направления программы «Большие гастроли – 2017» Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры России, где каждый выезд направлен на формирование единого культурного пространства, расширение зрительской аудитории и творческое сотрудничество.
Главный кукольный театр России выехал в Молдавию в рамках международной программы по взаимодействию с русскими театрами за рубежом, этому направлению «Больших гастролей» уже два года. И за три дня провел шесть показов трех спектаклей основного репертуара. На сцене Русского театра им. Чехова в Кишиневе образцовцы с аншлагом сыграли свою классику – «Необыкновенный концерт», а также «Али-Бабу и сорок разбойников» и «Снеговика», лауреата «Золотой маски», в постановке нынешнего худрука Бориса Константинова, для детей от шести лет.
«Отношения кукольников Молдавии и России никогда не прерывались, – рассказывает артист местной кукольной труппы. – Еще в 1948–1949 годах наш главный режиссер Константин Ильинский стажировался у Сергея Образцова. А в 50-х посылал на стажировку художника театра. В 1966 году были наши гастроли в Москве еще в старом здании Театра Образцова на Маяковке. И у меня остался светлый образ Сергея Владимировича, человека, который сидит на стуле, играет на гитаре и поет романсы Пушкина, которые тот, кстати, написал здесь, в Молдавии, когда был в ссылке. Все были очарованы. Так что театр «Ликурич», родившийся только в 1945 году, сразу работал по заветам Образцова. И благодаря связям между Образцовым и Ильинским наш театр вошел тогда в первую десятку Союза и стал членом UNIMA (Международной ассоциации кукольников. – «НГ»)».
Ключевым моментом «Больших гастролей» является готовность столичных театров временно «вынуть» свои спектакли из домашнего репертуара, подстроить афишу для осуществления подчас очень долгого, из-за необъятных расстояний, провоза декораций до места назначения и обратно. Притом, что прибыль от гастролей остается у принимающего театра, а гонорары коллективов не равны коммерческим. Цены же на билеты остаются для местных жителей привычными, не завышаются.
Важно, что в зарубежных «Больших гастролях» в бывшие союзные республики всегда предполагаются обратные поездки. И на 2018 год уже запланированы гастроли Русского театра Молдавии по городам Сибири. Сегодня русские театры за рубежом имеют две колоссальные проблемы с единым корнем: политический отказ от советского прошлого влечет за собой сокращение влияния русского языка в стране. Прекращается образование на русском – школьное, высшее, в частности в театральном институте. В итоге русскому театру за рубежом не хватает русскоязычного зрителя и новых поколений, воспитанных на русской культуре, в труппе. Кроме того, есть проблемы сугубо профессиональные – это вопросы расширения и углубления репертуара, работы с режиссерами (см. также «НГ» от 01.11.17).
«Это событие в театральном мире нашей страны» – так на открытии определил гастроли знаменитого российского театра Константин Харет, директор и артист кишиневского театра, один из членов Ассоциации русских театров зарубежья.
«Если мы вспомним нашу советскую жизнь, то театры выезжали на гастроли на месяц, приезжали из всех городов и республик в Москву с отчетом за сезон. А в постсоветское время все столкнулись с частными продюсерами, которые привозили не то, что нужно зрителю, и за немыслимые цены, – объясняет важность гастрольного проекта Ирина Корчевникова, директор Театра Образцова. – Теперь мы можем вывозить лучшие, премьерные спектакли. В Кишинев с нами приехала целая фура, хотя, наверное, никто не может предположить, что театр кукол – это не только ширма и две палки, три тряпки, пара кукол. Возможности кукольного театра безграничны даже в сравнении с драмой».
Екатерина Образцова, режиссер, внучка знаменитого артиста, на торжественном открытии гастролей в Кишиневе с актерами театра представила как артефакт три авторских («архивных») номера Сергея Образцова, которые он исполнял, будучи солистом на эстраде, юмористические сценки с еще довоенными куклами.
«Театр Образцова должен быть сохранен, его эстетика, гремевшая на весь мир, должна остаться как наследие, — делился размышлениями народный артист Федор Виолин, давний исполнитель роли конферансье. – Уникально, что кукла на сцене играет роль, мы должны видеть, что это чудо. Если актер начинает играть с куклой – чудо исчезает. Хотя живой план никогда не отвергался Образцовым. Но кукла всегда оставалась главным действующим лицом. «Необыкновенный концерт», который театр играет с 1946 года, конечно, загадка. Почему не ослабевает интерес к нему, хотя это пародия на ту, старую эстраду, которую сейчас уже не знают?»
Зрители Кишинева приходили на «Необыкновенный концерт» семьями, много смеялись и дети, и взрослые. Старшее поколение в антракте признавалось, что знает спектакль наизусть еще по черно-белой телевизионной версии. В эти дни многие впервые увидели легенду, театральную постановку, занесенную по количеству сыгранных раз в Книгу рекордов Гиннесса, вживую, на сцене родного города. После финального эпизода, приоткрывшего завесу тайны работы кукольника, когда артисты выходят из-за ширмы и на бис демонстрируют зрителям номер с двумя тростевыми куклами, оживляемыми командой из восьми человек, зал аплодировал стоя.
Кишинев–Москва