Олег Павлович Табаков – актер, а главное Человек (вот так – с большой буквы), на котором держался театральный мир. Один из тех, кто его – новый свободный театр – когда-то строил и выстроил, и до последнего момента поддерживал – каждого, всякого, словом и делом. Страсть созидать, дарить свой талант и опыт, заряжать жизнелюбием всех окружающих не дала Табакову, артисту огромной популярности с первых же ролей и в театре, и в кино, замкнуться лишь на себе.
В кино будущий всенародный любимец дебютировал в 21 год сразу в одной из главных ролей. В фильме «Тугой узел» Михаила Швейцера, картине, что называется, трудной судьбы, актер исполнил роль осиротевшего, застенчивого и робкого сына секретаря райкома – впрочем, не самую яркую как в фильме, так и в своей карьере. Его таланту еще только предстояло раскрыться в полной мере. В «Шумном дне» (1960) Анатолия Эфроса и Георгия Натансона Табаков сыграл еще более юного героя, подростка, но уже не просто наблюдателя, а борца, почти революционера – настоящего героя своего времени. А потом, кажется, сплошь роли-шедевры: Николай Ростов в «Войне и мире», Владимир в «Гори, гори, моя звезда», Шелленберг в «Семнадцати мгновениях весны», и «Неоконченная пьеса для механического пианино», и «Москва слезам не верит».
Ключевые фильмы и образы разных эпох, одинаково тонко, с глубоким, пришедшим из театра, психологическим пониманием каждого персонажа, сыграны Табаковым. Артист умел насмешить до слез, переодеваясь в мисс Эндрю в «Мэри Поппинс», или заразительно хохоча в роли владельца салуна в «Человеке с бульвара Капуцинов», или одним голосом кота Матроскина из «Простоквашино», который не спутаешь ни с каким другим. И вдруг представал совсем в другом, трагическом амплуа, как в «Полетах во сне и наяву»… Всего сыграно более полутора сотен киноролей.
В Оттепель вместе с единомышленниками Олег Табаков основал театр нового времени – «Современник». Уже тогда, сыграв на сцене молодого человека 60-х, бунтаря и романтика (в пьесах Розова, Вампилова, Олби), возглавил учрежденный театр и как директор. Затем уйдя вслед за учителем Олегом Ефремовым в альма-матер, во МХАТ, именно он смог встать во главе осиротевшего коллектива. Повести за собой один из главных драматических театров страны, в новую эпоху возродить и сделать его (не без изъянов, но смело и заразительно) одним из самых интересных и ярких мест.
Он, человек с ироничным и теплым, мягким взглядом, любил жизнь – абсолютно раблезински – в ее полноте и разнообразии, любил людей, имел терпение принимать их инаковость. Наверное, поэтому сегодня соцветия звезд кино и театра – из его учеников (Машков, Безруков, Миронов, etc.), лидеры российской авангардной режиссуры (Серебренников, Богомолов, Карбаускис) – буквально выращены им. Табаков выпустил не один курс прямых учеников, организовал свой театральный колледж, на волне очередной борьбы за свободу в искусстве, в Перестройку, – свой театр-студию, легендарную «Табакерку», которую недавно довел до победного триумфа во всех смыслах, и в житейском, и в духовном. Создал, в конце концов, бренд – воспитал поколения актеров табаковской школы, то есть актеров стопроцентной органики и, кажется, безграничных возможностей на сцене и в кадре. Потому что Олег Табаков был – природное обаяние и такой же отточенный школой и театром, но естественный, а оттого одновременно сильный и комедийный, и лирико-драматический талант. А скорее даже дар, встречающийся один на миллион .
«НГ»
комментарии(0)