Режиссер подтвердил, что принял решение сам. Фото PhotoXPress.ru
Министр культуры Владимир Мединский, опираясь на мнения лидеров ведущих театров страны, сообщил о назначении режиссера Сергея Женовача на пост худрука МХТ имени Чехова. Режиссер приступит к своим обязанностям 23 апреля, когда пройдет 40 дней со дня смерти Олега Табакова.
Такое решение тут же раскололо театральную общественность. Вопросов без ответа оказалось много. Во-первых, почему так поспешно сделано назначение? Только-только прошло девять дней со смерти народного артиста, на похоронах первые лица государства обещали и труппе театра, и семье Табакова – не торопиться. Отдать дань уважения и памяти. С другой стороны, понятно, что такой театральный форпост страны не мог долго оставаться без лидера с одним лишь и.о. директора. Многие явно изнемогали, гадая, кому достанется такая должность, во многом идеологическая. Что выберет учредитель – Минкульт? Творца или чиновника поставит на это место? Что грядет – реформа МХТ или его консервация?
Во-вторых, как было принято решение? Несмотря на узаконенную, в том числе на Западе, практику назначений сверху, сразу возник вопрос – почему не посоветовались с труппой? Сторонники демократии – за то, чтобы прославленная звездная труппа сама высказала свои пожелания. Какой режиссер ближе, какое направление важнее, кто мог бы заменить Табакова. Хотя понятно, что Табаков – фигура абсолютно незаменимая. Так что кто бы ни встал у руля – сравнения не в его пользу неизбежны. Совещание с актерами, людьми впечатлительными, крайне эмоциональными, страстными, могло вылиться лишь в дополнительные обиды. И уже вылилось – единолично и быстро принятое решение посчитали оскорблением памяти Табакова. Одно из самых радикальных мнений сводилось к тому, что Женовача таким образом Минкульт подставляет, делая неконфликтного режиссера жертвой ситуации.
Вспоминали и как был в свое время (тогда министром культуры служил Михаил Швыдкой, а назначал председатель правительства) введен после смерти Олега Ефремова сам Табаков, между прочим, тоже в срочном порядке, без, казалось бы, приличествующей паузы. Кстати, самое интересное, что ситуация была зеркальная – Табаков оставался при назначении также во главе своей студии и при вступлении в должность обещал не смешивать две труппы. Мы знаем, как эти два театра плотно сосуществовали спустя годы – стали сообщающимися сосудами.
Среди коллег Сергея Женовача тоже, как выяснилось, не оказалось единодушных настроений. Такие мэтры, как режиссеры Лев Додин, Валерий Фокин, Андрей Могучий, историки театра Борис Любимов, Инна Соловьева, огласили свое давнее мнение, что это талантливый, опытный профессионал, добрый, честный человек высочайшей театральной культуры, буквально «совесть российского театра», и признали, что его вступление в должность худрука МХТ равно подвигу, пожелали успехов и обещали поддержать (об этом, в частности, сказал Александр Калягин). А Евгений Писарев, например, был настроен не так позитивно и сразу поставил вопрос ребром: соразмерен ли масштаб режиссерской фигуры Женовача месту главы такой огромной «театральной фабрики», как МХТ, для удержания которой важны именно менеджерские качества? И почему, в конце концов, не был выбран ни один из учеников Олега Табакова?
Начались информационные вбросы. Замминистру культуры Александру Журавскому вменили в вину желание занять директорское место в МХТ. Однако слух был опровергнут. Какое бы ни было отношение к чиновнику в театральной среде, вряд ли он заранее мог бы готовить спецоперацию – вводить «Студию театрального искусства» Женовача в статус федерального учреждения с целью затем завладеть обоими («Студию» теперь хотят сделать филиалом МХТ).
На следующий день после назначения был проведен экстренный сбор труппы, однако он не был посвящен, как обычно в таких случаях бывает, реальному знакомству актеров с новым худруком. Вылезли политические интриги: сбор был заранее анонсирован как обсуждение консолидированной позиции, одна из частей коллектива требовала не соглашаться с назначением, а выдвинуть своего человека.
Константин Хабенский, сутки назад поздравлявший Сергея Женовача с назначением, на этом сборе давал согласие возглавить театр. Артистам было предложено подписать письмо на имя президента, в котором была обозначена просьба не присылать человека со стороны, а дать театру работать самостоятельно – во главе с популярным актером. Но письмо большинством так и не было подписано, а вскоре его существование было названо домыслами. Журналистам, которые прождали все эти часы, надеясь получить ответ – за кого проголосовала труппа, – ответа тоже не дали. Обществу не поведали об итогах своего обсуждения. Не есть ли как раз такая позиция предательством памяти Табакова? Человека, который всегда был открыт, его телефон не менялся годами, и часто его даже журили: Олег Палыч, ну зачем вы комментируете все подряд!
Затянется ли борьба за власть, пока Женовач с полным юридическим правом в апреле не переступит порог МХТ, покажет время. Пока же его собственный театр надеется на лучшее, как и он сам, планируя в МХТ поступательную тактику, без встрясок и с сохранением той самой памяти (гримерка Олега Табакова станет мемориальной зоной). На еще одном месте работы – кафедре режиссуры ГИТИСа – очень надеются, что у профессора Сергея Женовача хватит сил и времени продолжить руководство факультетом. Как сказал «НГ» ректор института Григорий Заславский, режиссер пользуется всеобщим уважением и кафедра не хотела бы терять такого достойного руководителя.
комментарии(0)