0
3383
Газета Культура Интернет-версия

09.04.2018 00:01:00

Как заставить робота быть человеком

Об искусственном интеллекте в contemporary art

Тэги: выставка, роботы, ии, искусственный интеллект, наука, искусство


Создатели «Borgy&Bes» (слева направо): Валерий Карпов, Михаил Бурцев, Дарья Пархоменко, Томас Фойерштайн.  	Фото предоставлено пресс-службой ММСИ
Создатели «Borgy&Bes» (слева направо): Валерий Карпов, Михаил Бурцев, Дарья Пархоменко, Томас Фойерштайн. Фото предоставлено пресс-службой Laboratoria Art&Science Foundation

Laboratoria Art&Science Foundation, основанная Дарьей Пархоменко в 2008 году, отмечать 10-летие будет в октябре большой выставкой «Daemons in the Machine» в Московском музее современного искусства. Пока о взаимодействии искусства и науки говорили на одноименной конференции с подзаголовком «Предвосхищая искусственный интеллект», а еще показали в Британской высшей школе дизайна работу «Borgy&Bes». 

Роботизированная нейроинсталляция – результат сотрудничества австрийского художника Томаса Фойерштайна с лабораторией робототехники Курчатовского института и с лабораторией нейронных сетей и глубокого обучения Физтеха – вот такую длинную преамбулу нужно озвучить перед тем, как наблюдать за разговором двух машин. Надо добавить, что люди им пока мешают, но это тестовый режим, зрители смогут увидеть «Borgy&Bes» на осенней выставке.

В темной комнате минимум «реквизита» – впрочем, можно сказать, и что его очень много. Компьютеры, провода и главные герои – Borgy и Bes, две здоровенные лампы, очень напоминающие те, что бывают в операционных, но двигающиеся и разговаривающие между собой.

На презентации не звучало отсылок к опере Гершвина «Порги и Бесс», а говорили о том, что Томас Фойерштайн любит Достоевского и современные технологии – с этими последними давно и работает. Сейчас для художника важны «Бесы» (и, в частности, герой романа – инженер Кириллов) и daemons, слово, которым, как говорят в связи с грядущей осенней выставкой, называют «рутинные цифровые процессы в операционных системах» и которое «выдает актуальное отношение к технологиям, окрашенное чертами анимизма и фетишизма». Кроме того, Borgy и Bes – и в этом они подобны попавшим в лавину новостного потока людям – «одержимы демонами сетевых голосов». 

Их диалог строится на новостном потоке из Всемирной паутины, и во время презентации речь шла о политических новостях. «Что же такое было вчера, если США рассматривают возможность создания космических улиц?» – заявил президент Дональд Трамп. Например, так. Или так: «Стало известно, что Министерство юстиции включило в список нежелательных лиц организации...» Или так: «Подозреваемый в причастности к террористической организации N покинул Россию и попросил убежища в Финляндии».

Герои жужжат, светят друг другу в «лицо» и говорят почти замогильными голосами, едва-едва, но интонируя свою речь, так что новостные сводки в этом виде производят разом устрашающий и почти комический эффект. Машины не всегда отвечают «в такт», и пока, как говорят участники сделавшей их команды, люди – особенно когда много народу (в машинах есть датчики присутствия, определяющие положение зрителей и их речевые потоки) – машинам скорее мешают сфокусироваться.

Вариации – и, надо думать, наши предпочтения – в разных значениях слова «демон». Томас Фойерштайн рассуждает о XIX веке и сегодняшней эпохе гаджетов, о коммуникации. Демон – дух, в том числе и научный дух.

Чего хотели «лирики» и как им в этом произведении science art помогают «физики», рассказывали специалист по нейронным сетям, руководитель проекта iPavlov Михаил Бурцев (Физтех) и руководитель лаборатории робототехники Курчатовского института Валерий Карпов. Михаил Бурцев говорит, что художник хотел, чтобы машины обсуждали новости языком Достоевского, это касается и стиля обсуждения. Кроме того, в процессе обработки новостей анализируется их тональность – положительная/отрицательная, – чтобы задать машине поведенческую реакцию.

Валерий Карпов прокомментировал «НГ», что в связи с этими лампами речь идет об аниматронном комплексе. «Аниматроника – не робототехника в чистом виде, а область в технике, занимающаяся оживлением каких-то вещей. Запрос на то, чтобы эти лампы вели себя неким узнаваемым образом, исходит от художника, – сказал он. – В данном случае работают пять программ, и главный вопрос в том, как запустить их таким образом, чтобы они действовали осмысленно... Художнику (для машин. – «НГ») нужна потребность в испуге, поиске, разговоре и т.д., а нам, разработчикам, для этих машин – потребность в отдыхе». Для согласования этих программ между собой необходима сложная система управления, похожая на поведение живого организма. 

По словам Карпова, «стабилизация поведения машины решается красивым механизмом, который называется «эмоциональной апробацией», – это математическая модель». Эмоции – это внутренний механизм, и суть его, как и в живом организме, определяется тем, что ему нужно, и тем, что у него есть для достижения цели. То же самое происходит и в машине. К примеру, она устала, а от нее хотят какой-то реакции (в «разговор» она включается благодаря наличию сенсора). Она «начинает накапливать отрицательную эмоцию» и в конце концов может заснуть настолько крепко, что просто так ее уже не разбудить. «Эта система управления – не специально для лампы придуманная, а та же самая, что мы используем для управления роботами, просто перечень потребностей задан другой», – говорит он.

На вопрос, могут ли Borgy и Bes беседовать связно или в систему заложен некий логический сбой, создающий эффект от произведения, Валерий Карпов ответил, что «и без сбоев система работает очень разнообразно». Просто каждое сообщение (их передает лаборатория Михаила Бурцева. – «НГ») оценивается по разным параметрам, в частности в машины заложен параметр усталости. «Если сообщение распознано как неинтересное, то «собеседник» – вторая лампа – может просто заснуть. Впрочем, отлаживать поведение всегда тяжело», – резюмировал он.

«Как же мы будем жить в будущем, когда машины смогут иметь свое мнение?» – говорила на презентации Дарья Пархоменко. «Borgy&Bes» – работа и об этом, о том, какие ответы художники и ученые дают на вопросы эпохи. Пока, повторимся, человек этим машинам мешает, но к осени они заговорят по-другому. В древности появилось выражение deus ex machina, современность отвечает по-своему: daemons ex machina.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
306
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
236
Количество убыточных предприятий увеличивается с ускорением

Количество убыточных предприятий увеличивается с ускорением

Михаил Сергеев

Падение доходов затронуло и РЖД, в том числе из-за управленческих и операционных провалов

0
371
Главам государств Центральной Азии поставят в Вашингтоне новые задачи

Главам государств Центральной Азии поставят в Вашингтоне новые задачи

Виктория Панфилова

Регион может отказаться от многовекторности в политике

0
344

Другие новости