В одном из залов – проект «Журнал наблюдений 2014–2017», где речь идет о коллекции семян, сформированной Николаем Вавиловым. Фото предоставлено организаторами выставки
Премию «Инновация», учрежденную в 2005 году Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), в этом году вручат в 13-й раз. Впрочем, после скандального присоединения ГЦСИ к РОСИЗО счет премиальным выпускам вести перестали, сама «Инновация» словно обнулилась и вот уже второй год меняет формат. Сейчас предшествующая церемонии награждения, которая пройдет 27 апреля, выставка номинантов впервые открылась в Ленинке, а большинство конкурсных проектов и вовсе показывают только онлайн. Это не все перемены.
Уже второй раз «Инновацию», прежде вызывавшую бурные обсуждения и в связи с номинированием группы «Война» (которая награду и получила семь лет назад – но из каталога 2011-го исчезло приветственное слово тогдашнего министра культуры), и в связи с Петром Павленским, – так вот после переформатирования премию второй раз называют «государственной премией в области современного искусства». А в пришедшей журналистам рассылке еще неожиданнее – «главной премией страны в области современного искусства»...
После произошедших с премией перемен наряду с изобразительным искусством за «Инновацию» соревнуются и фильмы («ВМаяковский» Александра Шейна в главной номинации «Проект года»), и спектакли («Художник извне и изнутри» Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского в категории «Новая генерация»). Сближение разных видов искусства – тенденция давняя и очевидная, но все же по каким критериям все эти искусства друг с другом сравнивать (скажем, в одной номинации упомянутый фильм и 4-ю Уральскую индустриальную биеннале современного искусства), выбирая победителей, и с чего вдруг «Инновация» стала «главной» – непонятно.
У «Инновации» семь конкурсных позиций, в каждой по пять номинантов: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Региональный проект», «Новая генерация», «Образовательный проект» и «Книга года: теория и история современного искусства». И две внеконкурсные – «За вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России». Строго говоря, выставка становится для премии факультативом, поскольку большую часть можно изучить не в Ленинке (тут 10 проектов), а на сайте 2018.artinnovation.ru. И потому что многие проекты все равно по документации понять трудно.
Хотя сама по себе идея устроить вернисаж в колоритной библиотеке любопытна. Фрики – в данном случае это безоценочное слово – есть в любом сообществе, и в вечер открытия библиотечных сменили те, что известны в арт-тусовке. Там, где в Ленинке по сторонам от главной лестницы стоят столы-диваны, ящики с газетами и запрещающая пить-есть табличка, организовали бар, а неподалеку от него показали перформанс.
Собственно, библиотечную часть выставки – и это тоже впервые – можно посмотреть бесплатно: тем, у кого нет читательского билета, его обещают быстро оформить. Современное искусство куратор Александр Буренков вкраплениями распределил по трем этажам и антресолям, на входе дают путеводитель, из которого можно уяснить, куда идти и что смотреть, но не что это значит. За пояснениями, если только сами художники не разложили тут тексты, – на сайт или в каталог.
Лучше всего в монументальные интерьеры вписались проекты номинированных в категории «Художник года» Хаима Сокола и Сергея Кищенко. Первый на огромных столах огромного же зала в подсобном фонде показал «Бумажную память». Этот проект о фабричных служащих основан на архивах ЦТИ «Фабрика» (там, на бывшей бумажной фабрике, выставка была представлена, и там же, увы, подверглась вандализму). Архивы поэтически интерпретированы, и художник продолжает важную в его искусстве тему памяти.
Архивы поэтически интерпретированы, и художник продолжает важную в его искусстве тему памяти. «Журнал наблюдений 2014–2017» Сергей Кищенко разместил во втором читальном зале, том, что зовется дубовым. Здесь речь идет о коллекции семян, сформированной Николаем Вавиловым и спасенной во время блокады. И о части собрания, «захваченной нацистами на оккупированных восточных территориях и легшей в основу экспериментальных посевов Института генетики СС» в Австрии. «Журнал наблюдений» – международный science art project с попыткой реконструкции коллекции: над зелеными лампами читальных столов сейчас расставлены склянки с семенами, на стенах развешаны объекты, связанные с документацией проекта.
В каталоге номинантов много проектов из регионов. Увы, большинство из них корреспондентом «НГ» не были увидены – судя по каталожным описаниям, это интересные события. Но удалось посмотреть сделанный в красноярском музейном центре «Площадь мира» проект «Музей революции: советская изнанка в зазорах идеологии» (Мария Букова, Сергей Ковалевский, Вадим Марьясов – номинация «Региональный проект»). Остроумно переосмысленная к 100-летию революции постоянная экспозиция в последнем в СССР Музее Ленина произвела сильное впечатление, сильнее, чем многие московские выставки прошлого года.
В экспертном совете премии есть сотрудники институций, чьи события номинированы на «Инновацию». Остается надеяться, что у жюри, куда кроме представителей арт-сообщества входит первым номером пресс-секретарь председателя правительства РФ – замруководителя аппарата правительства Наталья Тимакова, была возможность отсмотреть все проекты во всех городах и придумать критерии, исходя из которых будут выбраны лауреаты из сближающихся, но все-таки разных сфер искусства.
комментарии(0)