0
2901
Газета Культура Интернет-версия

18.04.2018 00:01:00

От кабинета ученого до погребальной свиты

Выставка "Династия Мин: сияние учености" открылась в Музеях Московского Кремля

Тэги: выставка, династия мин


выставка, династия мин Похоронная свита императора – 66 керамических статуэток – одно из самых сильных впечатлений на выставке. Фото агентства «Москва»

Посвященная династии Мин (1368–1644) экспозиция заняла оба выставочных зала – Успенской звонницы и Патриаршего дворца. Гендиректор Музеев Кремля Елена Гагарина называет эту эпоху «своего рода Серебряным веком китайской культуры» из-за сложившегося тогда «культа учености». Более полутора сотен предметов, включая мебель, которой от того периода сохранилось немного, привезены из Шанхайского музея. Музеи Московского Кремля, в свою очередь, возили туда выставку Фаберже в 2012 году и проект «Оружейная сокровищница русских самодержцев» в 2015-м.

001.jpg
Фото автора

В пору династии Мин даже чиновники обязаны были быть образованными людьми. «Минские императоры, – пишут в музее, – полагали, что развитие образования и культуры лежит в основе процветания государства». Этот период, длившийся 276 лет, сейчас показывают как цикл человеческой жизни – от кабинета ученого в зале Успенской звонницы до похоронного эскорта в пространстве Патриаршего дворца.

Похоронная свита – это 66 небольших цветных керамических статуэток, одно из самых сильных впечатлений на выставке: всадники, пешие участники процессии, включая ученых и музыкантов, большой паланкин для хозяина, даже утварь – высокая кровать, кресло и все, что должно быть у высокопоставленного усопшего и в загробном мире (весь этот эскорт предназначался предположительно для императорской фамилии).

А кабинет ученого уставлен разномастными столами – отдельно для курильницы, отдельно для рисования, здесь же – ширма с экраном из белого с черными прожилками мрамора, напоминающего рисунок тушью. Но самое необычное – кресло. Оно и называется – «в форме шапки чиновника», у такой шапки – ушамао – по бокам были крылышки-завязки, у кресла чуть выдается в стороны перекладина спинки. С чиновничьим головным убором ассоциируется мебель кабинета для ученых занятий! Хотя мебель, которая, кстати, по словам куратора Ирины Горбатовой, спустя века повлияет на искусство ар-нуво, – только начало. 

003.JPG
Фото автора

«Четырьмя сокровищами кабинета» именовали тушечницу и саму тушь, бумагу и кисть, и эта тема на выставке уходит в целую вереницу вариаций, что отражают культуру письма, каллиграфии, рисунка как отдельный развитой ритуал. Потому как, например, бывали просто тушечницы, а бывали с подогревом. К ним прилагались капельницы для разведения туши, и в Кремле показывают узорчатую бронзовую, выполненную в виде крепенького теленка. И животное мысленно уводит зрителя из кабинета на пир, поскольку такие емкости восходили к сосудам для вина, изготовлявшимся в виде быка.

В Музеях Кремля выставки – это всегда про декоративно-прикладное искусство, вписанное в контекст. Контекст конкретной эпохи и шире – истории, контекст развития художественных форм, от истории вещи и ее символики (как, скажем, в изощренно-резной лаковой шкатулке с веткой личи как пожеланием удачи или в символике росписей и вышивок на шелке) – к владельцу, а оттуда – к большой истории. Потому помимо «магистральной» линии человеческой жизни здесь есть разные дополнительные сюжеты. 

004.JPG
Фото автора

К примеру, рассказ о преемственности некоторых традиций в искусстве по отношению к прошлым эпохам в Китае, причем преемственность эта была связана с политикой: династия Мин, напомним, началась после свержения монгольской династии. Или, показывая фарфор, нам одновременно говорят о том, что производство – и даже пользование этими предметами – было регламентировано, а забракованные изделия просто уничтожали; о том, что сперва «гегемонами» в сфере фарфора были императорские гончарни, а под конец периода Мин интересны стали гончарни частные. Словом, о том, как так называемый приказной стиль, исходивший сверху, постепенно мог терять свои позиции перед частными мастерами, не скованными таким количеством предписаний.

В переводе с китайского Мин – «сияющая», «просвещенная», тогда в Китае появилась традиция девизов правления императоров (в то время как имена правителей запрещалось произносить). Все они здесь перечислены в маленьких импровизированных книжках, ну, или оконцах со ставнями: от «Разлива воинственности» у первого императора до «Возвышенного счастья» у последнего. Стоит ли говорить, что все это вовсе не отменяло жесткой во многих отношениях политической системы. 

005.JPG
Фото автора

Но выставка и о другом – в смысле того самого контекста истории и историй тут, с одной стороны, показывают бывший невероятно популярным среди европейцев фарфор, это хорошо известно, а про обратное влияние – гораздо хуже. И хотя на прошлой кремлевской выставке о Португалии уже показывали сделанных мастерами периода Мин женщин с младенцами, созданных по образцу католических Мадонн и известных через колонизаторов и миссионеров (см. «НГ» от 11.12.17), когда видишь такие статуэтки снова, снова же и удивляешься. Другое влияние связано с распространенными в Китае эмалями: и техника перегородчатой эмали, оказывается, пришла туда еще во второй половине XIII века из Византии через мастеров-арабов.

История династии Мин на выставке символически завершена не только похоронной свитой, но и через предметы культа учености. В XVII веке на фарфоровом расписном стакане для кистей изображены заваривающий чай мальчик и два созерцающих пейзаж человека. Это символ уединения и бегства от официальной жизни, поскольку под конец периода Мин «в связи с политическими волнениями и неурядицами многие образованные люди отказывались от традиционной карьеры в духе расхожего утверждения о том, что «те, кто прилежно учится, станут чиновниками».  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "Кукрыниксы"

ВЫСТАВКА "Кукрыниксы"

0
2579
О красивой жизни накануне революции 1917 года

О красивой жизни накануне революции 1917 года

Анастасия Башкатова

В какое будущее газовали "паккарды" новых русских буржуа, читающих первый отечественный глянец

0
4350
Не мое, но интересно и убедительно

Не мое, но интересно и убедительно

Сергей Шулаков

Выставка «Борис Рыжий. Последний классик» на Страстном бульваре

0
329
Легенда о Викторе Цое

Легенда о Викторе Цое

Василий Матвеев

Интерактивная выставка в Санкт-Петербурге погружает в биографию и творчество культового рок-музыканта

0
3282

Другие новости