0
2489
Газета Культура Интернет-версия

23.04.2018 00:01:00

По заявкам смотрящих

Музей Зверева отмечает трехлетие в формате "287+"

Тэги: музей зверева, выставка, анатолий зверев, современное искусство


музей зверева, выставка, анатолий зверев, современное искусство В Музее AZ сейчас три этажа Зверева, и акцент сделан на стихийную природу творчества художника. Фото предоставлено пресс-службой музея

Наталия Опалева и Полина Лобачевская, соответственно гендиректор и арт-директор Музея Анатолия Зверева, или Музея AZ, трехлетие институции отмечают и в Москве, и во Флоренции. В самом Музее AZ открылась выставка «Зверев-Gala. 287+» – чуть меньше 300 зверевских работ, от портретов и пейзажей с церквушками до его вариаций на тему супрематизма, а еще – иллюстрации к гоголевским «Запискам сумасшедшего». Через месяц во Флоренции, в Международном центре зрительских искусств Франко Дзеффирелли, что находится в палаццо Сан-Фиренце, музей представит проект «Полет на Солярис» – об Андрее Тарковском и художниках-нонконформистах.

В Музее AZ сейчас три этажа Зверева, плотно, местами шпалерной развеской, работы висят без этикеток – можно предположить, акцент сделан на стихийную природу творчества Зверева. И воспринимать его произведения предлагают эмоционально. А чтобы понять, что на портретах появляется, к примеру, Велимир Хлебников, зрителям выдают листы-«путеводители» со списками представленного.

В музее рассказывают, что «Зверев-Gala» устроили фактически по заявкам посетителей – мол, они приходили в музей (а тут, как известно, кроме Зверева показывали и других нонконформистов и разных современных художников) и спрашивали: где же Зверев? Вот он. Десятки работ смотреть легко, и плотная развеска, думается, тоже работает на то, чтобы подчеркнуть стихийность и его работ, и, главное, самого процесса работы. Поскольку главное у Зверева – энергия руки. Экспрессия, с которой он в «Пейзаже с деревом» то кладет размашистые цветные мазки краски, будто играя в импрессионистичность, а то процарапывает линии на старом стволе: фактура – кожа живописи. Неподалеку пейзаж с соснами, и здесь мазки пастозные, рельефные, жирные, ложатся какими-то звездами-«кляксами», вбирая в себя разные цвета, – а в итоге парадоксальным образом делается похоже на восточную, утонченную донельзя живопись тушью. И видно, что сделано все это быстро, почти спонтанно. Артистично. И видно вместе с тем, как Зверев иронизирует – пейзаж пейзажем, но поверх живописи он красным (!) крупно пишет подпись-дату, будто какой-то неуклюже поставленный на картине инвентарный номер.

Зверевский вариант супрематических композиций и иллюстрации к гоголевским «Запискам сумасшедшего» (собрание Димитрия Апазидиса) смотрятся как две крайности. В «гоголевских» рисунках линии, загогулины – все неспокойно, нервно, норовит обратиться чем-то другим – недаром Михаил Алдашин очень органично превратил эти картинки в мультфильм.

На супрематические опусы, говорят, Зверева «спровоцировал» коллекционер Георгий Костаки, показывая авангард из своего собрания. Зверев выдал свое – экспрессивное, несколько разлапистое, самобытное. И – удивительное дело – если супрематизм сформировался в свое время, когда Малевич со товарищи пережил стадию кубофутуризма, то у Зверева порой кубизм проступает в супрематике. Вот супрематические плоскости и здесь же – типичные для натюрмортов кубизма бутылки (не будем углубляться в известные бытовые подробности). При этом необычно, что супрематический мотив креста у Зверева трактован так, что напоминает уже почти религиозный символ.

О Звереве известно много высказываний именитых людей – известны и его собственные афористичные фразы, все это стало уже частью зверевского мифа, возникшего вокруг талантливого, житейски неустроенного художника. Жан Кокто, например, сказал, что «Зверев один прошел весь путь западной живописи – от раннего Пикассо до наших дней». Вот целая «доска почета» с рисованными обнаженными, они напоминают раскадровку, словно прочерченные с листа на лист одной линией, линия лаконизмом порой напоминает матиссовскую. А вот стенд с графическими автопортретами, и кажется, что, то дурачась, то печалясь, Зверев иногда вспоминает главного в истории искусства по автопортретам Рембрандта.

И еще когда все это показывают эдакой волной, «наплывами» переходящей от одной, темы к другой, думаешь вдруг о том, что несмотря на зверевскую самостоятельность и артистичную уверенность в себе, несмотря на умение делать, что называется, так, сяк и наперекосяк, несмотря на то что часто он писал вроде бы причудливо, вроде бы не стремясь «причесать» (порой прямо по лицам на портретах стекала краска – и эти подтеки он оставлял), – все равно часто в этом было стремление сделать красиво. Пожалуй, даже сгармонизировать – выразительностью ли глаз на портретах или колоритом. В любом случае это, по Звереву, должно быть выразительно, и, возвращаясь к началу, энергия письма здесь всегда на первых ролях.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1303
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1261
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12188
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8597

Другие новости

загрузка...