0
4967
Газета Культура Интернет-версия

09.05.2018 19:53:00

Денис Мацуев объединил грандиозных детей

В Москве состоялся II Международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition

Тэги: мацуев, фортепиано, конкурс, музыка, Grand Piano Competition


мацуев, фортепиано, конкурс, музыка, Grand Piano Competition Фото с официальной страницы конкурса в Facebook

Проект Дениса Мацуева, заявивший о себе два года назад, доказал, что поиск и поддержка юных пианистов со всех уголков земли – дело необходимое и благородное. Второй конкурс, вдохновленный удачными результатами первого, шел по тому же сценарию: члены жюри отсматривали заявки по видео выступлений (в этот раз их прислали из 26 стран мира), и после этого отбирали пятнадцать участников в возрасте до 16 лет. Все они уже могли называться победителями: на Grand Piano Competition нет традиционного «отсеивания» после каждого тура, нет оценок и борьбы за призовые места (лишь один из пятнадцати получит особую награду – Гран-при). Подобный формат при всех его плюсах, о которых неоднократно говорит Мацуев, лишает участников духа здоровой конкуренции и желания совершить невозможное, доказать самому себе и другим за право называться лучшим. С другой стороны, такое решение уравнивает всех, безусловно, талантливых музыкантов: никто из них и не лидер, и не явный аутсайдер.

Как и в прошлый раз, конкурс стартовал в Большом зале Московской консерватории. Под звуки «Праздничной увертюры» Шостаковича в исполнении Оркестра имени Светланова под управлением Александра Сладковского участники поднимались на сцену, размахивая флажками своей страны. Этот момент, напоминавший открытие Евровидения, казался странным и зрителям и самим ребятам, которые неловко толпились у первых скрипок, не понимая, когда нужно спуститься обратно. Музыкальным подарком для будущих лауреатов и дипломантов стало совместное выступление Сандро Небиеридзе и Александра Малофеева, разделивших Гран-при Первого конкурса. Два пианиста внешне напоминали Гарри Поттера и Драко Малфоя, но состязались не волшебными палочками, а невероятной беглостью исполнительской техники. И если в Концерте для двух роялей с оркестром Франсиса Пуленка юношам все же не хватило большего изящества и тонкой лирики в кантиленных эпизодах, то в «Вариациях на тему Паганини» Витольда Лютославского, сыгранных на бис сольно, придраться можно было лишь к публике, которая начала хлопать, не дослушав последний кластер.

matspro_2.jpg
Фото с официальной страницы конкурса в Facebook

Первый тур прошел в Рахманиновском зале консерватории. Из-за невыносимой жары и духоты конкурсанты постоянно вытирали платочком и себя, и клавиатуру рояля, а жюри были вынуждены делать небольшие перерывы между номерами. Согласно программным требованиям, на данном этапе участники должны исполнить одно или несколько сочинений в разных стилях (барокко, классицизм, романтизм или авангард) длительностью 20-30 минут, причем, обязательным условием явилось включение пьесы русского композитора XIX – XX веков. На первый взгляд, программы у многих пианистов были выстроены в хаотичном порядке, идущем вразрез с хронологией. Так, у китайца Тиньхун Ляо после «Блуждающих огней» Листа следом звучал «Гавот» Глюка (пусть и в транскрипции Брамса): тот же Глюк и его мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» в исполнении китайца Игуо Вана предстала после изящной концертной парафразы Грюнфельда на темы вальсов Штрауса. Впрочем, эти странности – мелочь по сравнению с выбором самих произведений.

Радует, что педагоги наконец-то решили разбавить фортепианный репертуар малоизвестными авторами и редко исполняемыми пьесами: в этот список попали венско-украинский композитор Сергей Борткевич, Иоганн Гуммель, а также сюита «1922» Пауля Хиндемита. Конкурсанты, подобравшие для себя удобные рояли фирмы Steinway и Yamaha, демонстрировали чудеса виртуозности, интерпретации и даже пантомимы – например, Ивана Бессонова было приятно не только слушать, но и смотреть, наблюдать за целой гаммой чувств на его лице. Кстати, этот молодой человек – еще и композитор, сыграл «под занавес» своего выступления собственный Вальс а-ля Дебюсси-Равель, а его соперник – Евгений Евграфов – представил жюри свою Сонату №14. Впрочем, все участники выглядели достойно и убедительно, показывая явно недетское понимание сложной музыки. Например, белорус Владислав Хандогий блестяще исполнил, ни много ни мало, «Ночной Гаспар» Равеля – цикл, прославивший Люку Дебарга.

На втором туре (он же финал) задачи для молодых пианистов усложнились: им предстояло выступить в сопровождении Оркестра имени Светланова. Конечно, нельзя не восхититься мужеством коллектива и маэстро Сладковского, которые репетировали и сыграли 15 (!) самых разных концертов, но порой они забывали, что солирует не прославленный пианист, а ребенок (подросток), у которого еще нет необходимого слышания своей игры и оркестра, ощущения нужного баланса, диалога. Это касалось выступления Егора Опарина с Первым концертом Прокофьева: увы, но звуки рояля гнесинского воспитанника практически потонули в лавине тембров.

matspro_3.jpg
Фото с официальной страницы конкурса в Facebook

Однако и без того выбранные произведения или его части – все же трудны и «неподъемны» даже для взрослых пианистов (2 и 3 концерты Рахманинова, 1 концерт Чайковского и другие «хиты»). Складывалось впечатление, что преподаватели конкурсантов действовали по принципу «порази жюри», заставляя разучивать своих 14-16 летних подопечных широкоизвестные, уже «запиленные» произведения. Поэтому неудивительно, что в перерыве многие из ребят в интервью для сайта филармонии отвечали, что почти не ходят в школу, мало спят и занимаются по десять часов в день.

Впрочем, слушая игру Сергея Давыдченко, Романа Борисова, Чивон Ян, Санжарали Копбаева, Валентина Малинина, становится понятно, что такие жертвы – не напрасны. Особенно поразила россиянка Ева Геворгян, исполнившая «Пляску смерти» Листа по-мужски уверенно, заставляя стены Концертного зала имени Чайковского сотрясаться от грозных звуков темы Dies Irae.

Завершение фестиваля было долгим и утомительным. С первых минут на сцене филармонии появились черно-белые человечки (якобы фортепианные клавиши), которые во время награждения бегали и кривлялись. Затем на сцену вывели малютку Елисея Мысина – звезду телепроекта «Синяя Птица», который на пару с пианисткой Шио Окуи попытался озвучить «Итальянскую польку» Рахманинова. Каждый лауреат (а их оказалось не пять, а семь: Сергей Давыдченко, Иван Бессонов, Роман Борисов, Ева Геворгян, Александра Довгань, Тиньхун Ляо, Владислав Хандогий) вновь исполнил программу второго тура. И слушатели, не успевшие отойти от предыдущего «вечера концертов», вновь погрузились в колокольные звоны Рахманинова и песенность Чайковского.

Участники II международного конкурса Grand Piano Competition получили солидные денежные премии, приглашения выступить на различных фестивалях, а Перрену-Люку Тиссену из США представилась возможность погрузиться в воды Байкала вместе с худруком конкурса на его родине в Иркутске.

matspro_4.jpg
ПФото с официальной страницы конкурса в Facebook

Помимо вручения Гран-при, главной интригой вечера было появление на сцене маэстро Валерия Гергиева – успеет ли приехать после концерта в консерватории? Ведущие Юлиан Макаров и Ирина Тушинцева умело тянули время, зачитывая список благодарностей друзьям конкурса. Но почетный гость не заставил себя долго ждать и продирижировал «Рапсодией на тему Паганини» (солировал Денис Мацуев, который выступал и на открытии), а потом торжественно объявил имя обладателя Гран-При.

Им оказалась самая маленькая участница конкурса – десятилетняя Александра Довгань, знакомая многим по телевизионным проектам «Щелкунчик» и «Синяя Птица», но на данном конкурсе поразившая всех интерпретацией Первого концерта Мендельсона. Теперь к ее многочисленным наградам добавится рояль Yamaha, а вместе с ним – большое количество гастролей и выступлений. Но это будет потом, а пока все присутствующие поздравляли друг друга с окончанием этого грандиозного марафона: черно-белые «клавиши» прыгали, маэстро Сладковский танцевал на дирижерском мостике, а Мацуев и Гергиев делали селфи с молодыми дарованиями. Ждем на конкурсе Чайковского!? 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пушкинский бал пройдет 30 июня в Гостинном Дворе

Пушкинский бал пройдет 30 июня в Гостинном Дворе

0
273
Где растет новая технологическая элита

Где растет новая технологическая элита

Передовые инженерные школы ведущих вузов готовят настоящих профессионалов для современных индустрий

0
2247
XVII век вместил современность

XVII век вместил современность

Дарья Курдюкова

Центр cовременного искусства AZ/ART открылся "Неочевидными пересечениями"

0
1470
Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Денису Мацуеву придется срочно искать еще один акустический рояль

Надежда Травина

IV международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition обошелся без победителей и проигравших

0
5370

Другие новости