В виде намека на Бэнкси в мастерской – примитивный манекен с дырой вместо лица под капюшоном. Фото агентства «Москва»
Показать в Москве Бэнкси задумали еще четыре года назад – тогда выставка, которую готовили музейно-выставочное объединение «Манеж» и галерея «Триумф», отменилась. Как сообщали СМИ, из-за отказа нескольких важных держателей работ стрит-артиста. Теперь в устроителях значится компания, на чьем сайте написано, что занимается она выставками и концертами – например, выставкой Lego... Ставку, судя по всему, там делают на формат шоу.
Условия игры для публики таковы: обычный билет стоит от 550 до 700 руб. К радости организаторов, нужно признать, что и в будний день здесь людно. Несмотря на то что большинство работ – принты, в релизе их называют «редкими», но это экземпляры из тиража в сотни отпечатков. Есть несколько оригиналов, фотографии муралов in situ (в том числе уже не существующих), снимки инсталляций и выставок, фотографии большого интерьерного проекта, осуществленного Бэнкси в прошлом году в одном вифлеемском отеле. Всего около сотни вещей, словом, по-своему любопытно и есть на что посмотреть – и понять, сколько еще не увидели. А сам Бэнкси (интересно, знает ли он о московской затее?) продолжает действовать, регулярно отчитываясь в Instagram. Несколько дней назад появились первые его работы в Париже, который, как сам английский художник написал в Instagram, в 1968-м и стал «местом рождения современного трафаретного искусства». Во французской столице он оставил росписи о мигрантах, о капитализме, а на двери концертного зала «Баталкан», где в результате теракта в 2015 году погибли десятки людей, нарисовал скорбящего человека.
В ЦДХ – Мона Лиза в поп-артовской гамме, «Брекзит» с рабочим, отдирающим одну из звезд эмблемы Евросоюза, «Девочка с воздушным шаром», крысы Бэнкси, Стив Джобс в виде сирийского беженца во французском Кале, королевская семья в виде мультипликационных персонажей в Лондоне, Мадонна (которая Богоматерь) с пистолетом в Неаполе – юмор стрит-артиста, его сарказм относительно политики, социальных язв и всего остального. До сих пор не раскрытая, но продолжающая прирастать версиями разгадок анонимность подогревает ажиотаж вокруг превратившегося в бренд художника (что, впрочем, не сделало Бэнкси менее интересным), особенно если трансформировать его показ в шоу. Потому что если вы наткнетесь на его росписи, скажем, на лондонских улицах – это одно, а на нынешнем проекте нельзя ни войти в залы, не пройдя мимо импровизированной фотостудии, где можно получить сувенир, ни выйти из них, не миновав собственно сувенирной лавки.
И дело не в его фильме «Выход через сувенирную лавку», который семь лет назад был номинирован и на «Оскар», и на BAFTA, а в том, что московский проект, каким он вышел здесь и сейчас, – чисто коммерческая история. Она должна производить впечатление размаха блокбастера – экраны по периметру первого зала, слоган «Гений или вандал? Решаешь ты!» (кто это «ты» и почему решаешь?), показ на весь главный этаж ЦДХ – да в такой выставочной застройке с чернофонными этикетками в черных комнатах можно устраивать квесты! С предваряющим все это выставочным хештегом – и прямой дорогой в Instagram. И с эффектом избыточного – из-за того, что хаотичного и неряшливого, – изобилия в качестве «послевкусия».
Поскольку при наличии аудиогида, который можно скачать, выборочно здесь все же развешаны пояснения о проектах; поскольку эти экспликации порой не вычитаны (в комментарии к муралу с Джобсом-«беженцем» с интересом обнаруживаешь, что в Кале есть другие работы на тему мигрантов, к примеру, версия картины Жерико «Плот «Медузы», в интерпретации организаторов выставки ставшей «Плотом на Медузе» – давно ли?). Поскольку в виде намека на Бэнкси в мастерской тут сидит примитивный манекен с дырой вместо лица под капюшоном. Про анонимность – это, конечно, ново...
Большинство предметов предоставлены галереей Lilley Fine Art Limited, в Интернете про дилеров можно прочесть, что Бэнкси они торгуют больше 10 лет и называют себя «мировыми экспертами номер 1» по нему. Вернее, в ЦДХ пишут, что это частная коллекция, а представлена галереей. Кое-где вдруг появляется провенанс в виде пары выставок, впрочем, самый неожиданный указан под оригиналом и единственным экземпляром граффити на дереве «Что бы вы подарили человеку, у которого все есть? – Могу я предложить надгробную плиту с надписью «И что?». Вещь прибыла в Москву через упомянутую галерею, а тот самый провенанс обозначен так: «Слова Саймона Маннери».
В общем, show must go on. Оно и go on, go on... семь дней в неделю.
комментарии(0)