0
3419
Газета Культура Интернет-версия

09.07.2018 00:01:00

Петлюра музеефицировал память тела в сгустки Империи

Знаменитого художника и коллекционера, у которого отняли легендарный сквот, на время принял Музей Москвы

Тэги: музей, москва, выставка, александр петлюра, вещи


музей, москва, выставка, александр петлюра, вещи Александр Петлюра всю жизнь собирает вещи. Фото автора

Посреди лета в Музее Москвы открылась выставка, которая завершается главой «С Новым гадом!» (да, так), имея в виду, понятно, главный праздник страны, – и продлится до 31 декабря. Это интервенция. Называется «Археология Петлюры», представляет фотопроект «Империя в вещах» – снимки и «вещдоки», складывающиеся в историю прошлого века. Инсталлирована в постоянную экспозицию музея. Пожалуй, выставку можно считать жестом поддержки Александру Петлюре, которого из его ставшего genius loci сквота на Петровском выгнала РПЦ, – хотя об этом событии во вступительном музейном тексте к выставке нет ни слова.

В случае Александра Петлюры, художника, коллекционера, перформера и т.д. и т.п. даже вернисаж начался не по-музейному бесчинно. Толпа густо обступила Петлюру, сквозь плечи людей виднелась протянутая из угла в угол веревочка с женскими трусами – эволюция этого предмета являла собой путь минимализации. Панталоны, напоминающие парашюты, сменились в конечной точке эфемерными стрингами. Неумолимое время препарировалось через тот же предмет в варианте мужского гардероба, потом через галстуки («Пере$тройка» – значилось на одном), трости (где попадались уникальные экземпляры с брюликами и банкой от но-шпы вместо набалдашника). Даже через вешалки (советские, конечно, отличаются основательностью – иными можно и обороняться, и с ними же идти в наступление).

Он доставал их из чемоданов, завершив действо воспоминанием о выставке «Память тела. Нижнее белье советской эпохи», в которой участвовал, которую в начале миллениума курировали Екатерина Деготь и Юлия Демиденко и которую многие вспоминают до сих пор. Сейчас «походный» чемоданный антураж воспринимается прозрачным намеком на закрытие в конце апреля «ДК Петлюра», островка свободомыслия с музой Пани Броней, существовавшего с 1990-х годов в подвале под боком у Высоко-Петровского монастыря. Монастырь и решил вернуть себе и подвал, где квартировал ДК, и собственно доходный дом, до 1920-го принадлежавший РПЦ.

Пани Броня, альтернативная Мисс Вселенной, «Белое Облачко», умерла в 2004-м, но в «Империи в вещах» она – жива, в роли и в ролях. «Археология Петлюры» рассказывает об истории столетия через истории, как поименованы 12 глав этой выставки. Она сопрягает театр с перформансом, моду с изобразительным искусством, ожившие картины с дефиле и политику – с психологией, то показывая, как после войны постепенно стала возвращаться повседневная цветная одежда, как женщины стали переодеваться – в том числе чтобы привлечь внимание выживших мужчин; то рассказывая об эпохе застоя через моду на «фальшивый блеск» золота, которым вооружались до зубов, в буквальном и переносном смысле, – от посуды до обуви.

Здесь, словно бы через черный ход, вытаскивают на свет, перемешивая, разномастные понятия – и «Последнее танго», и «Дружбу народов», и «Шпионские страсти». За заголовками – следующий слой, лейтмотивы жизни. «Последнее танго» – о волнах эмиграции, от послереволюционной до периода конца 1980-х, где сам отъезд рифмуется разом со свадьбой и похоронами. «Дружба народов» – размывание национального костюма. «Шпионские страсти» «танцуют» от найденной Петлюрой книги «Чрезвычайное руководство по подготовке чрезвычайных агентов», которая появилась после революции и вместе с поисками врага и вербовкой агентов не потеряла актуальности и сейчас. Конкретные люди, разыгрывающие эти истории, становятся архетипами, превращаются в фотопортрет эпохи или нескольких эпох (скажем, от Ленина до Путина в новогоднем разделе). Кирзовые сапоги, ржавая каска и пачка «Беломора», матрешки и Микки-Маусы, икона в окладе на красном знамени – «вещдоки» века в витринах под снимками. Вещи «сделают» и еще шаг к публике, когда на импровизированном подиуме выстроятся в ряд, со смешными и нелепыми головами, от сюртука и платья 1920-х годов до телогрейки и ушанки. «Археология Петлюры» смотрит на историю через глазок частной жизни, как раз через память вещей – живых в силу того, что хранят память тела.        


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
651
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
1221
На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

На ВДНХ будут рады хвостатым и усатым гостям

Елена Крапчатова

Выставка представила своим посетителям специальный pet-frendly гид

0
1548
Центнер радости. Венеры, гулянья, "драка красок" и "тихий" Кустодиев на выставке в Третьяковке

Центнер радости. Венеры, гулянья, "драка красок" и "тихий" Кустодиев на выставке в Третьяковке

Дарья Курдюкова

0
1536

Другие новости