Фото с сайта brtd.su
Новый художественный руководитель Брянского драматического театра, режиссер Анатолий Слюсаренко остановил свой выбор на первой части трилогии Алексея Толстого, пьесе «Смерть Иоанна Грозного», редко ставящейся и еще реже имеющей успех на сцене в сравнении, скажем, с «Царем Федором Иоанновичем».
Драма о царе Иване является принципиально важной, содержательно значимой и для круга идей Толстого, и для самого режиссера, полагающего, что атом, исток трагического всей трилогии сосредоточен в ее первой части. Более того, для Слюсаренко обреченность властью, кажется, в большей мере сосредоточена в фигуре Ивана Грозного, нежели -- в царе Федоре или Борисе Годунове. Возможно, оттого режиссер выбрал на эту роль актера Александра Кулькина, который прежде почти не играл столь драматических характеров. Предстояло уйти от клише в понимании Грозного, столь утвердившегося благодаря картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына», неадекватного истерика, развращенного властью, болезненного в своей подозрительности деспота. И дело не в том, чтобы играя злодея, искать доброе начало ради объема образа, а в том, чтобы сыграть человека во власти, которого эта самая власть обрекает на драматизм существования.
![]() |
Фото с сайта brtd.su |
![]() |
Фото с сайта brtd.su |
Режиссер купировал в тексте явление волхвов, оставив только отголоски их предсказания царю Ивану в диалоге последнего с Годуновым. Волхвы, как известно, предвидят смерть Иоанна в Кириллин день, что Слюсаренко совсем не случайно вынес в название своего спектакля.
В этот последний предсмертный день Грозный думает не о собственном пределе, а о том, как будет после Ивана править слабый Федор, прозванный Грозным «пономарем». Отец хватает сына буквально за горло, душит, трясет его со словами, что Федор будет править. «Пономарь» плачет как ребенок. Его голова, зажатая в руках Грозного, мало подходит к шапке Мономаха, лицо морщится от ужаса предстоящего испытания властью. Он не готов, не хочет брать в свои слабые руки скипетр и державу и криком кричит: «Царь-батюшка, не хочу быть царем!». Этот эпизод мастерски играет Алексей Дегтярев.
![]() |
Фото с сайта brtd.su |
Уцелеет ли Русь? Полотно, которое в начале спектакля Иван тащил на себе, бояре в финале рвут на части, а участь Федора, его жены Ирины и царевны Марии Федоровны определена: судьбы их обречены. Вина ли в том Грозного или его беда, которая бежит за каждым, кто сядет на трон или будет стоять рядом?
комментарии(0)