0
2664
Газета Культура Интернет-версия

25.06.2019 17:31:00

"Дом пятнадцати ключей" как путеводитель по жизни

Франк Орват превратил свою выставку в мастер-класс по искусству фотографии

Тэги: франк орват, выставка, фотография


франк орват, выставка, фотография Франк Орват учит быть ироничным и не бояться «дурацких снимков» Франк Орват. Мишель и Лоренцо. Франция. 1959. Фото © Frank Horvat/MMAM

Ретроспектива Франка Орвата, отметившего в этом году 71-летие творческой деятельности, не случайно проходит в рамках XI фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии». Он одним из первых применил принципы фотожурналистики в fashion-съемке, где тщательно выстроенные мизансцены производили впечатление репортажных, где он искал «настоящую» женщину, избавляясь от клише модной фотографии и говоря моделям: «Сотри эту помаду! Избавься от этих накладных ресниц! Почему бы нам не показать твои настоящие волосы? Ради всего святого прекрати улыбаться!», настраивая против себя визажистов и редакторов, но выйдя из этих споров победителем. Впрочем, выставка в 200 фотографий – не только и даже не столько о моде. Поделенная на 15 главок, она стала подобием книги о жизни вообще, где мода – лишь часть, где радостное граничит с трагичным, – и о взгляде фотографа.

91-летний Орват приехал в Москву представлять «Дом пятнадцати ключей». Его дочка рассказала, что, чтобы развеять его сомнения насчет поездки в Москву, примерно полгода назад его уговорили учить русский язык и что преподаватель удивлялся его успехам.

Вообще вербальное для Орвата не менее важно, чем визуальный язык. Орват, родившийся на территории нынешней Хорватии, детство проведший в Италии и Швейцарии, изучавший искусство в миланской академии Брера, три года проработавший в легендарном фотоагентстве Magnum и всю жизнь – в совершенно разных точках планеты, – в главках «Дома пятнадцати ключей» отвечает критикам, некогда сетовавшим, что у него, мол, нет своего стиля, словно его снимки «сделаны 15 разными авторами». В его фотографиях, в стилистике, в которой написаны вводные эссе к разделам, сквозит и ирония, и, главное, самоирония: «Но самая большая проблема заключается в том, что смотреть на самого себя может быть скучно. Оттого эта глава короче остальных», – пишет он об автопортретах. Словом, начав искать общий знаменатель сделанного за прошедшие 70 лет, он нашел 15 «ключей».

Орват в своем «Доме...» идет вроде бы знакомыми путями – знакомыми вопросами, касающимися фотоискусства: это свет, «который текуч (как само время)», и это остановленное время, это знаменитый с легкой руки Картье-Брессона «решающий момент», это метафоры и «дурацкие снимки», это «удел человека», это люди и вещи и т.д. Но Орват пропускает это через себя, одни «постулаты» развивает, с другими спорит (к примеру, когда можно и когда не надо, чтобы модель смотрела глаза в глаза). Так что это получается рассказом об умении видеть людей и их любить. В разделе «Многие» он пишет: «Они. Другие. Толпа. Люди. Масса засранцев... Но я не стал бы пристойным фотографом, если бы не сумел найти в себе теплых чувств для каждого из «них». И показывает одну над другой фотографии, зарифмованные ритмом: модный показ шляп и люди на подножке переполненного трамвая – там и тут кадр держится на линии, образованной людьми. Еще это – рассказ об умении не бояться «дурацких снимков», поскольку отбракованное много лет назад может вдруг заиграть новыми смыслами; о том, что он никогда не снимал войну. Об иронии по отношению к современному искусству, в конце концов. И вот Орват пишет, что «все подходы к искусству от каменного века до выставки «Документа» на мониторах наших компьютеров выглядят одинаково актуальными», – и снимает фантик от шоколадной конфеты, монументально так снимает, значительно и саркастично. А неподалеку другая безделица – упавший «Грязный носовой платок», его фотограф тоже подсмотрел в «решающий момент», сняв так, будто падает шелковое покрывало. Все зависит от взгляда.

В истории живописи в портретах важно не только лицо, но и руки. История фотографии сделала руки отдельным сюжетом – как, например, было в снимке материнских рук у Андре Кертеша, чья выставка еще идет в МАММ, как у Орвата в «портрете» детских рук с бутербродом: свет проливается на молочного цвета кожу, белый хлеб с джемом становится прозрачным, будничный жест замедляется, становясь вневременным.

Жизнь – «качели» между радостью и трагедией, между началом и концом. И пока где-то во Франции фермер поддерживает овцу, только что родившую ягненка, где-то в Индии слоненок оплакивает пойманную мать. Fashion жизнь, по Орвату, – это «качели» между гламуром и шуткой, между явно постановочным и как будто бы естественным мгновеньем. И пока мы наблюдаем, по-видимому, за воображаемыми скачками, вернее, за смотрящей их моделью – с безупречным макияжем, в витиеватой шляпке Givenchy, она смотрит прямо в объектив, а окружающие ее господа глядят в бинокли вдаль, и в них отражается фотограф (еще один его автопортрет); где-то в другом месте в кадре оказывается траттория, в которой некто он с аппетитом наворачивает спагетти, пока некто она с закрывающей все лицо вуалью глядит на него с отчаянием, граничащим с ненавистью. Время текуче, и пока в один момент Орват выстраивает такую мизансцену, в другой он случайно успевает поймать кадр, когда проститутка в полицейском фургоне показывает в окно язык. И еще путешествие в фотографию у Орвата – о том, что «не все и не всегда обязательно сходится» и что порой в снимках проявляется смысл, который фотограф мог в них и не вкладывать. Это он скромно относит на счет магии. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
10762
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
7782
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
7651
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
7089

Другие новости