0
2916
Газета Культура Интернет-версия

29.06.2019 16:35:00

Пушкин, Михайловское, театр

Тэги: михайловское, фестиваль, тукилуки, ргиси, рецептер, студенты, левша, капитанская дочка, недоросль

В Пушкинском заповеднике прошел V Фестиваль молодежных театров «Михайловское – 2019». C 2017 года форум проходит под эгидой Министерства культуры РФ, силами Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге и Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское». Центр под руководством н. а. России В. Э. Рецептера отвечает за фестивальную программу, ее направление остается неизменным: Пушкин, его предшественники и современники, пушкинская традиция в русской культуре.

михайловское, фестиваль, туки-луки, ргиси, рецептер, студенты, левша, капитанская дочка, недоросль "Левша" Санкт-Петербургского Городского театра. Фото предоставлено организаторами фестиваля

Среди театров-участников в этом году шире, чем в прошлом, были представлены петербургские коллективы: от старейшего в стране ТЮЗа им. А. Брянцева до совсем молодого Городского театра и, разумеется, «Пушкинской школы» (театр в структуре Пушкинского центра). Из Перми приехал кукольный театр «Туки-Луки», прислал видеозапись спектакля Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» (Улан-Удэ). Афиша предстала целостной, в ней содержательно пересекались темы спектаклей и образовательной программы.  

Традиционная для фестиваля литературная композиция на открытой сцене в Михайловском, на этот раз показанная студентами 1 курса В. Э. Рецептера (РГИСИ), стала поэтическим прологом к программе. Фестиваль открылся на большой сцене Научно-культурного центра в Пушкиногорье «Маленькими трагедиями» Пермского театра «Туки-Луки» (коллектив существует с 2006 года, неоднократный участник и призер региональных фестивалей). Безоблачное голубое небо, пушкинская лирика днем - и драматическое крещендо вечером: «Царица грозная, Чума…». Режиссеры Ярослав Колчанов и Алексей Миронов закольцевали действие «Пиром во время чумы», его участники разыгрывали «маленькие трагедии» как бродячие сюжеты средневекового карнавала. Логика композиции не во всем убедила, но многое здесь удалось - и куклы, выполненные грубовато и изящно одновременно, и талантливая игра актеров в живом плане. Запомнились драматические монологи Вальсингама и Барона Ярослава Колчанова, Сальери Валерия Погорелова, по-старинному трогательная песня Мери Алены Ивановой, Дон Гуан Алексея Миронова, коротким выпадом деревянной шпажонки проткнувший назойливого соперника (жаль, что этот остроумно решенный эпизод был из немногих, где интересно взаимодействовали кукла и живой актер). Вторая пушкинская постановка пермяков, моноспектакль Олеси Касьяновой «Барышня-крестьянка» в режиссуре Валерия Погорелого, покорила обаянием молодой актрисы. Чистый звонкий голос, фольклорная мелодика - на нее легко отозвался пушкинский текст, которому анонимно-фольклорное авторство совсем не чуждо (ведь история «барышни-крестьянки» была рассказана Ивану Петровичу Белкину девицею К.И.Т.). 

В юбилейный 220-й день рождения Пушкина состоялась лития на его могиле, здесь по традиции после напутственного слова В. Э. Рецептера выступили его студенты: Вета Росина прочла «Талисман», Тагир Вильданов - «Из Пиндемонти».

«Пушкинская школа», как и в прошлом году, задавала тон фестивалю. На большой сцене НКЦ были показаны «Капитанская дочка» и «Недоросль» в обновленном составе (год назад в труппу театра влилось второе поколение выпускников Рецептера, мастер вводит их в спектакли текущего репертуара), на малой - премьерный «Гамлет», моноспектакль Сергея Хайменова.

03.jpg
"Капитанская дочка" Театра "Пушкинская школа". Фото
предоставлено организаторами фестиваля
Мощным драматическим аккордом прозвучала «Капитанская дочка». Спектакль, объединивший повесть Пушкина с его же «Историей Пугачева» и старинными казачьими песнями, поставлен в 2006 году Иваном Стависским по идее Владимира Рецептера. Нынешней весной Рецептер ввел на роль Маши Мироновой молодую актрису Екатерину Вишневскую (можно поздравить ее с этим дебютом, она настоящая пушкинская героиня), в ходе репетиций родилась вторая редакция спектакля. Роль Гринева по-прежнему исполняет Денис Волков, но теперь это Гринев из другого времени, вспоминающий события прошлого. В сегодняшнем спектакле сильнее, чем прежде, звучит голос автора «Истории Пугачева». Герои «Капитанской дочки» здесь оказываются в одном ряду с реальными героями и жертвами, и от описания злодейств, зафиксированных человечной, отнюдь не бесстрастной, но беспристрастно-сдержанной пушкинской строкой, содрогается сердце. Павел Хазов играет в Пугачеве заглушаемую разбойничьим разгулом гибельную тоску, в авторском голосе актера - скорбь о погубленной душе. Русская трагедия и плач – вот жанр этого спектакля, остро резонирующий в нашем сегодня. В финале Гринев - Волков произносит монолог из «Пропущенной главы», не вошедшей в окончательный текст пушкинской повести, где после хрестоматийно известных строк о русском бунте следует продолжение: «Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка». Было важно, чтобы в самый день пушкинского юбилея это прозвучало на молодежном фестивале. «История Пугачева», как и другие пушкинские исторические исследования, по-настоящему до сих пор не прочитаны, - об этом на другой день после спектакля, подхватывая его темы, говорил в своей лекции писатель, историк, главный редактор журнала «Звезда» Яков Гордин. (На фестивале состоялись также творческие встречи с н. а. России Владимиром Рецептером, директором Музея-заповедника «Михайловское» Георгием Василевичем, писателем, членом Президентского совета по культуре Валентином Курбатовым). 

04.jpg
"Недоросль" Театра «Пушкинская школа». Фото
предоставлено организаторами фестиваля
«Недоросль», поставленный режиссером Владимиром Портновым в 2012 году, оказался свеж как на премьере (Рецептер, вводя молодых исполнителей, обновил и весь спектакль сегодняшним дыханием). Меткий, сочный язык Фонвизина, присвоенный актерами-мастерами «Пушкинской школы», доставил настоящее удовольствие – неудивительно, что с таким азартом играли рядом с ними молодые артисты (в роли Митрофана - Семен Вашулевский, и у него отменное комедийное дарование). 

Присутствие «Гамлета» на пушкинском фестивале неслучайно - влияние Шекспира на предпринятую Пушкиным драматургическую реформу общеизвестно, Рецептер же убежден и в том, что требования Пушкина к русским актерам близки знаменитому поучению Принца Датского актерам заезжей труппы. Моноспектакль Сергея Хайменова в постановке Владимира Рецептера – третий «Гамлет» в театральной судьбе мастера: первым был его собственный легендарный моноспектакль 1963 года, с которым Рецептер объездил города и веси бывшего СССР. Второй, многофигурный «Гамлет» с Денисом Волковым в главной роли, поставленный в 2010 году, до сих пор в репертуаре «Пушкинской школы». И вот теперь мастер вновь вернулся к опыту моноспектакля, поверив в своего талантливого ученика. Сыграть шекспировскую трагедию в одиночку – сложнейшая задача, но ее персонажи у Хайменова – воплощенные точными штрихами живые лица. Принц Хайменова молод (актеру 23 года), его ранят и ожесточают предательства, он совершает непоправимые ошибки, но вопреки формуле «я должен быть жестоким, чтобы быть добрым» растет его способность прощать и бесстрашие перед собственной участью – свойство благородных натур. 

Мажорную пушкинскую тональность на фестивале поддержал спектакль Бурятского театра кукол «Ульгэр» «Руслан и Людмила» в постановке петербургского режиссера Яны Туминой. Жаль, что телеверсия не смогла передать во всей полноте богатую сценическую палитру спектакля, сочетающего разные кукольные технологии и игру актеров в живом плане – все это с юмором и высоким профессиональным мастерством. 

«Левша» Санкт-Петербургского Городского театра по мотивам повести Н. С. Лескова (режиссер Наташа Слащева) оказался приближен к современности, но монтажная композиция, в которой век XIX и XX-ый взамопроникают друг в друга (здесь рядом с Лесковым - Платонов, Шукшин, Венедикт Ерофеев, Саша Соколов) выглядела перегруженной. В попытке найти некие общие коды национального самосознания сквозь разные эпохи русской истории было немало талантливых импровизаций, и остроумных, и лирических, от: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся» (приватная у Лескова реплика государя Александра Павловича иронически приобрела узнаваемую сегодняшнюю интонацию) - до внезапного счастья: «Мы – русские!» (и как аргумент счастью – россыпь имен русских гениев, где венец всему – Пушкин, конечно, его бессмертные строчки). Но в целом молодому режиссеру и актерам не хватило историко-культурной интуиции, мешала излишне прямолинейная концептуальность и шаржевость отдельных сцен. 

05.jpg
Владимир Рецептер с актером ТЮЗа им. Брянцева.
Фото предоставлено организаторами фестиваля
Закрывала фестиваль премьерная «Бедная Лиза» ТЮЗа им. Брянцева. Первую версию этого мюзикла по повести Н. М. Карамзина режиссер Марк Розовский (он же автор пьесы и музыки, а стихи написал Юрий Ряшенцев) поставил в 1973 году на сцене БДТ, и роль Эраста играл Владимир Рецептер. Музыкальная партитура начала 70-х во многом определила и законы сценического существования в сегодняшнем спектакле. Актерам поначалу непросто было найти контакт со зрителем, ведь мера иронии по отношению к сентиментальному жанру многократно возросла в современном сознании, и если иронические интонации Константина Федина в роли Эраста сразу вызвали отклик в зале, то Лилиан Наврозашвили (Мать) и Анне Мигицко (Лиза) в лирических партиях и Алексею Титкову в авторских сентенциях пришлось перебарывать реакцию зрителя. Но, к чести актеров, они справились с этой задачей, зритель откликнулся им. В старомодной сентиментальности карамзинской прозы, когда-то высоко оцененной Пушкиным (мотивы «Бедной Лизы» откликнулись в «Барышне-крестьянке») зал сумел распознать неимитируемую подлинность чувств, а это дорогого стоит. 

02.jpg
Студенты Российского государственного института
сценических искусств читают стихи Пушкина в Михайловском.
Курс В. Э. Рецептера. Фото предоставлено организаторами
фестиваля
От начала до конца фестиваля во всех его мероприятиях принимали участие нынешние студенты Рецептера: смотрели спектакли, ходили на творческие встречи, впитывали сам воздух пушкинских мест. Безусловно, им это было необходимо, ведь это курс «с углубленным изучением творчества Пушкина», уже третий по счету у Рецептера. Но хочется верить, что на следующих фестивалях такая возможность появится и у других молодых актеров и режиссеров, а для этого фестивалю, конечно, нужна поддержка. В следующем году организаторы планируют перенести фестиваль на осень, что позволит расширить его целевую аудиторию. 

Пушкинские горы - Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
2621
ФЕСТИВАЛЬ  Vivacello

ФЕСТИВАЛЬ Vivacello

  

0
266
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
4241
В Красноярске проходит фестиваль искусств «Хворостовский»

В Красноярске проходит фестиваль искусств «Хворостовский»

Виктор Александров

0
6936

Другие новости