«Оплакивание Христа» путешествует впервые за несколько веков. Фото с сайта www.lavra.spb.ru
|
– Вадим Анатольевич, хотя Йорданса в России начала коллекционировать еще Екатерина II, это первая большая выставка его работ. Из Эрмитажа в Пушкинский музей она переедет в полном составе?
– Да, мы впервые покажем всего Йорданса из российских собраний – и живопись, и рисунок. В конце 1970-х в Эрмитаже устраивали выставку к 300-летию со дня смерти художника, но тогда почему-то не брали работы из нашего музея, и была только одна из двух картин из Перми (в нынешних выставках участвуют обе). Сейчас мы сделали выставку с каталогом-резоне, где представлен весь Эрмитаж, весь Пушкинский музей, картина «Христос и самаритянка» из Нижнего Новгорода (в конце 1970-х еще было не очень понятно, что это такое в смысле авторства. Я определяю эту картину как работу сына Йорданса, которого тоже звали Жаком). Еще будет две картины из Перми и в качестве изюминки – «Мелеагр и Аталанта» из Екатеринбурга. Эту картину в 1949 году передали из Эрмитажа, поскольку считали старой копией с Йорданса. А во время реставрации 2013-го обнаружили подпись самого Йорданса. Очень важное для нас открытие – оказалось, что это его ранний период, 1617–1618 годы. Кроме того, будет огромная картина Йорданса и его мастерской «Оплакивание Христа» из Троицкого собора Александро-Невской лавры. Уникальный случай: по распоряжению Екатерины II в православный храм были переданы работы католических художников (не только Йорданса, но и, например, Антониса ван Дейка). Сейчас впервые с конца XVIII века «Оплакивание...» вывезли за стены лавры. Не будет у нас только эрмитажного «Бобового короля» (его не выдают на выставки по причине неудовлетворительной сохранности, как, например, мы не выдаем «Артаксеркса, Амана и Эсфирь» Рембрандта). Но какой без «Бобового короля» Йорданс? Поэтому из Перми привезут копию мастерской с «Бобового короля», хранящегося в венском Музее истории искусств.
– С 1640–1650-х Йорданс активно прибегал к помощи своей мастерской. Наверняка это создает трудности в атрибуции. Сколько подтвержденных работ составляют его наследие?
Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. Около 1622 – начало 1630-х. Холст, масло. ГМИИ им. А. С. Пушкина
|
– После смерти в 1640-м Рубенса Йорданс, усвоивший и некоторые черты его творчества, и караваджизм, но развивший их именно во «фламандском духе» (поскольку, например, в отличие от Рубенса интересовался не античностью, а народной культурой), стал главой фламандской школы живописи. Это объясняется «фламандским духом» его искусства, тем, что он был разноплановым мастером, или тем, что это место больше некому было занять?
– Стремительный расцвет фламандского искусства связан с именами Рубенса, Ван Дейка и Йорданса. Последние двое – две крайности. Йорданса неслучайно называют самым фламандским из фламандских живописцев. Он показывает избыточную материальную часть реального мира, его красоту и многообразие. Ван Дейк более интеллектуальный, возвышенный, более нервный. Чтобы быть уважаемым художником, в ту эпоху надо было работать в историческом жанре, включавшем и религиозные, и античные сюжеты. Прирожденный портретист, Ван Дейк соревновался с Рубенсом, желая показать, что он не хуже, – то есть писал картины и в историческом жанре тоже. Но Ван Дейк – вундеркинд, уже в 14 лет работавший как сложившийся профессиональный художник, и в 1632 году он уехал в Англию, поскольку ему было тесно в Антверпене с Рубенсом. Другое дело Йорданс, который учился у Адама ван Норта, женился, как тогда было модно, на его дочери, был, как и Ван Дейк, ассистентом в мастерской Рубенса (Ван Норт, кстати, – один из трех учителей Рубенса).
Якоб Йорданс. Оплакивание Христа. 1650-е. Холст, масло. Троицкий собор, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург |
– Почему в зрелые годы Йорданс ушел от католичества и стал кальвинистом?
– Возможно, протестантами были уже его родители, возможно, тайным протестантом был Адам ван Норт. Сам Йорданс перешел в протестантизм, видимо, в середине 1650-х годов – важный факт его биографии, возможно, связанный в том числе и с его деловым прагматизмом. В ту эпоху были очень серьезные религиозные брожения, в результате которых прежде единые Нидерланды, находившиеся под властью испанской короны, разделились. Южные Нидерланды остались под испанским владычеством, и там была очень сильна католическая вера. И, к слову, в отличие от Голландии самостоятельной литературы во Фландрии практически не было, потому что там все крутилось вокруг теологических доктрин, очень влиятельны были иезуиты и т.д. Йорданс перешел в протестантизм, но поначалу тайно. А когда стал его исповедовать открыто, его начали штрафовать то за «неправильные» книги у него дома, то за высказывания. Но важно, что эта вера предполагала иное, чем в католицизме, отношение к миру, и мы помним, что протестантизм, в частности, отрицал произведения искусства как предметы культа.
– Да, гонения и погромы были еще в XVI веке, когда погибло много религиозных картин.
– Да, это считалось идолопоклонством. Йорданс как раз создал два рисунка (скорее всего для нереализованной шпалеры) на тему «Аллегория на осуждение приверженности кумирам» (наш и эрмитажный – они будут на выставке). Там есть надпись: «Что будет лучше для людей – сделать из образа животного Бога или из образа Бога животное». Ответ в любом случае отрицательный.
– Как эволюционировала техника Йорданса, в чем ее особенности?
Якоб Йорданс. Мелеагр и Аталанта. 1617-1618 Екатеринбургский музей изобразительных искусств |
С 1640-х годов у него было много подмастерьев, как в свое время и у Рубенса. Но разница методики в том, что Рубенс корректировал сделанное ими на завершающем этапе. У Йорданса другой принцип: как правило, он сам писал картину, потом мастерская ее копировала, а Йорданс на заключительном этапе что-то улучшал. Еще одна особенность его работы состоит в том, что он любил надставлять и картины, и рисунки. Современные ученые объясняют это прагматизмом. Он делал «заготовки», а когда находился потенциальный покупатель – иногда через несколько лет – начинал торговаться, спрашивая, какой нужен формат.
– В работах, связанных с фольклором, с пословицами, Йорданс опирался на изобразительную традицию или все-таки на литературную?
Якоб Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами. Около 1615; портрет был частично переписан Йордансом в конце 1630-х – первой половине 1640-х. Холст, масло. Государственный Эрмитаж |
– Обычай, связанный с праздником трех волхвов или трех королей, который Йорданс писал в своих «Бобовых королях», еще существует?
– Да, он жив в католических странах. Это то, что французы называют Днем трех королей. Помню, мы с семьей лет 10 назад были в Вене 6 января, когда отмечают этот праздник, и всем детям давали бумажные короны.
– А с театром Йорданс не был связан?
– Что удивительно, нет. Были камеры риторов, полупрофессиональные объединения, в которые входили некоторые художники – Себастьян Вранкс, к примеру. Йорданс не входил, и причина была не в протестантизме, поскольку в Голландии такие объединения были широко распространены. Вот, например, в живописи голландца Яна Стена, члена камеры риторов, понятно, откуда ветер дует. Про Йорданса такого не скажешь. Йорданс и фольклорная традиция – это да, Йорданс и театр – нет.
Якоб Йорданс. Христос и самаритянка. Около 1650. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей |
– Йорданс не попал в Италию, поскольку рано женился, а с женой ездить тогда было сложно и даже опасно. И, например, работы Караваджо он знал благодаря тому, что они были в антверпенских коллекциях, и благодаря живописи местных караваджистов.
Что касается Антверпена, то до голландской блокады начала XVII века, до Двенадцатилетнего перемирия 1609 года, он был крупнейшим торговым центром Европы. Туда везли товары с Востока, из Нового Света. Но после голландской блокады Шельды торговые корабли не могли приплывать в Антверпен, и его экономика начала угасать. Позиции, которые в XVI веке были у Антверпена, занял Амстердам. Например, знаменитая рубенсовская картина «Союз Земли и Воды (Шельда и Антверпен)» из Эрмитажа – созданное для испанского правителя пожелание верноподданных фламандцев вернуть былое процветание Антверпену и разблокировать реку Шельду. Потому что Брюссель был связан с производством шпалер, Гент – с суконным производством, а благополучие Антверпена основывалось на международной торговле.
комментарии(0)