1
7194
Газета Культура Интернет-версия

11.08.2019 17:57:00

Вадим Садков: "Сам Йорданс называл себя Жаком"

Куратор выставки работ знаменитого фламандца рассказал, почему картина "Оплакивание Христа" впервые с конца XVIII века покинула Александро-Невскую лавру

Тэги: пушкинский музей, выставка, якоб йорданс, русский йорданс, вадим садков, интервью

Полная On-Line версия

170-6-1.jpg
«Оплакивание Христа» путешествует впервые
за несколько веков.
Фото с сайта www.lavra.spb.ru

Первая большая выставка работ Якоба (Жака) Йорданса из российских собраний весной прошла в Эрмитаже и 17 сентября откроется в Пушкинском музее под заглавием «Русский Йорданс. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России». О том, что необычного там будет, об особенностях метода работы этого «самого фламандского» из художников Фландрии и о том, какие темы Йорданс создал в искусстве, завотделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки Вадим САДКОВ рассказал корреспонденту «НГ» Дарье КУРДЮКОВОЙ.

Вадим Анатольевич, хотя Йорданса в России начала коллекционировать еще Екатерина II, это первая большая выставка его работ. Из Эрмитажа в Пушкинский музей она переедет в полном составе?

– Да, мы впервые покажем всего Йорданса из российских собраний – и живопись, и рисунок. В конце 1970-х в Эрмитаже устраивали выставку к 300-летию со дня смерти художника, но тогда почему-то не брали работы из нашего музея, и была только одна из двух картин из Перми (в нынешних выставках участвуют обе). Сейчас мы сделали выставку с каталогом-резоне, где представлен весь Эрмитаж, весь Пушкинский музей, картина «Христос и самаритянка» из Нижнего Новгорода (в конце 1970-х еще было не очень понятно, что это такое в смысле авторства. Я определяю эту картину как работу сына Йорданса, которого тоже звали Жаком). Еще будет две картины из Перми и в качестве изюминки – «Мелеагр и Аталанта» из Екатеринбурга. Эту картину в 1949 году передали из Эрмитажа, поскольку считали старой копией с Йорданса. А во время реставрации 2013-го обнаружили подпись самого Йорданса. Очень важное для нас открытие – оказалось, что это его ранний период, 1617–1618 годы. Кроме того, будет огромная картина Йорданса и его мастерской «Оплакивание Христа» из Троицкого собора Александро-Невской лавры. Уникальный случай: по распоряжению Екатерины II в православный храм были переданы работы католических художников (не только Йорданса, но и, например, Антониса ван Дейка). Сейчас впервые с конца XVIII века «Оплакивание...» вывезли за стены лавры. Не будет у нас только эрмитажного «Бобового короля» (его не выдают на выставки по причине неудовлетворительной сохранности, как, например, мы не выдаем «Артаксеркса, Амана и Эсфирь» Рембрандта). Но какой без «Бобового короля» Йорданс? Поэтому из Перми привезут копию мастерской с «Бобового короля», хранящегося в венском Музее истории искусств.

С 1640–1650-х Йорданс активно прибегал к помощи своей мастерской. Наверняка это создает трудности в атрибуции. Сколько подтвержденных работ составляют его наследие?

170-6-1-3.jpg
Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина.
 Около 1622 – начало 1630-х. Холст, масло.
 ГМИИ им. А. С. Пушкина

– Конечно, есть проблема с тем, где заканчивается Йорданс и начинается мастерская. Например, по поводу картины «Апостолы Павел и Варнава в Листре», которая из Румянцевского музея была передана в Пермь, всегда шла полемика, есть ли там рука Йорданса. Самые важные части выполнены им, а остальное – мастерской, и по большому счету это ее работа. А собственноручная картина Йорданса на этот же сюжет хранится в Музее Академии художеств в Вене. И «Оплакивание Христа» из Александро-Невской лавры – очень хорошая, но работа мастерской. Или вот уникальный случай с эрмитажным рисунком с чудесами Христа – это работа ученика, но Йорданс сам ее отретушировал, видимо, чтобы в дальнейшем продать. Покойный бельгийский исследователь Роже д'Юлст издал в 1982 году монографию о Йордансе. Туда вошло около 230–240 подтвержденных картин Йорданса (без мастерской). И в научный каталог рисунков мастера – чуть более 600 листов. Одним из важных открытий, сделанных после этого каталога, стало уточнение имени художника. Начиная с XIX века Йорданса на нидерландский манер обычно именовали Якобом, хотя изучение документов показывает, что сам он называл себя Жаком. Именно так священник записал его имя в приходской книге. Но решающим аргументом стало обнаружение полной подписи Йорданса в одном из писем на нидерландском (!) языке: «Жак Йорданс». К этому пока не все могут привыкнуть, поэтому в нашей версии каталога и экспликаций будет Якоб (Жак) Йорданс (хотя Жаком мы его уже называли в каталоге выставки «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс... Шедевры фламандской живописи из коллекции князя Лихтенштейнского» в 2014 году). Открыли это ученые, готовившие в 2012–2013 годах большую выставку «Йорданс и античность» в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе и в Картинной галерее старых мастеров в Касселе.

После смерти в 1640-м Рубенса Йорданс, усвоивший и некоторые черты его творчества, и караваджизм, но развивший их именно во «фламандском духе» (поскольку, например, в отличие от Рубенса интересовался не античностью, а народной культурой), стал главой фламандской школы живописи. Это объясняется «фламандским духом» его искусства, тем, что он был разноплановым мастером, или тем, что это место больше некому было занять?

– Стремительный расцвет фламандского искусства связан с именами Рубенса, Ван Дейка и Йорданса. Последние двое – две крайности. Йорданса неслучайно называют самым фламандским из фламандских живописцев. Он показывает избыточную материальную часть реального мира, его красоту и многообразие. Ван Дейк более интеллектуальный, возвышенный, более нервный. Чтобы быть уважаемым художником, в ту эпоху надо было работать в историческом жанре, включавшем и религиозные, и античные сюжеты. Прирожденный портретист, Ван Дейк соревновался с Рубенсом, желая показать, что он не хуже, – то есть писал картины и в историческом жанре тоже. Но Ван Дейк – вундеркинд, уже в 14 лет работавший как сложившийся профессиональный художник, и в 1632 году он уехал в Англию, поскольку ему было тесно в Антверпене с Рубенсом. Другое дело Йорданс, который учился у Адама ван Норта, женился, как тогда было модно, на его дочери, был, как и Ван Дейк, ассистентом в мастерской Рубенса (Ван Норт, кстати, – один из трех учителей Рубенса).

170-6-1-7.jpg
Якоб Йорданс. Оплакивание Христа. 1650-е.
Холст, масло. Троицкий собор,
Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург
Йорданс занял должность главного художника Антверпена, поскольку по масштабу дарования был крупнейшим после Рубенса мастером, работавшим в историческом жанре. Когда умирает Рубенс, остается невыполненным заказ английского короля Карла I, и Йордансу хотят его передать, не сообщая имени заказчика, поскольку боятся, что Йорданс запросит слишком много денег. Но в итоге в 1649 году Карла казнили, и заказ не был выполнен. Кое-что из него Йорданс перенес в оформление собственного дома (он, как и Рубенс, построил в Антверпене дом, но чуть поменьше). Кроме того, Йорданс фактически был главным художником – в этом опережая даже Рубенса, – работавшим с 1630-х годов для Брюссельской шпалерной мануфактуры.

Почему в зрелые годы Йорданс ушел от католичества и стал кальвинистом?

– Возможно, протестантами были уже его родители, возможно, тайным протестантом был Адам ван Норт. Сам Йорданс перешел в протестантизм, видимо, в середине 1650-х годов – важный факт его биографии, возможно, связанный в том числе и с его деловым прагматизмом. В ту эпоху были очень серьезные религиозные брожения, в результате которых прежде единые Нидерланды, находившиеся под властью испанской короны, разделились. Южные Нидерланды остались под испанским владычеством, и там была очень сильна католическая вера. И, к слову, в отличие от Голландии самостоятельной литературы во Фландрии практически не было, потому что там все крутилось вокруг теологических доктрин, очень влиятельны были иезуиты и т.д. Йорданс перешел в протестантизм, но поначалу тайно. А когда стал его исповедовать открыто, его начали штрафовать то за «неправильные» книги у него дома, то за высказывания. Но важно, что эта вера предполагала иное, чем в католицизме, отношение к миру, и мы помним, что протестантизм, в частности, отрицал произведения искусства как предметы культа.

Да, гонения и погромы были еще в XVI веке, когда погибло много религиозных картин.

– Да, это считалось идолопоклонством. Йорданс как раз создал два рисунка (скорее всего для нереализованной шпалеры) на тему «Аллегория на осуждение приверженности кумирам» (наш и эрмитажный – они будут на выставке). Там есть надпись: «Что будет лучше для людей – сделать из образа животного Бога или из образа Бога животное». Ответ в любом случае отрицательный.

Как эволюционировала техника Йорданса, в чем ее особенности?

170-6-1-5.jpg
Якоб Йорданс. Мелеагр и Аталанта. 1617-1618
Екатеринбургский музей изобразительных
искусств
– Самые первые работы были еще достаточно робкими, и там форма моделировалась в пределах контура. Потом, в 1620–1630-е, он приходит к открытому, широкому, динамичному мазку. А в поздние годы опять пишет суше и графичнее. Другое дело, что в 1615 году он вступил в профессиональный цех – гильдию Святого Луки – как художник водяными красками, в данном случае темперой. И расписывал ткани, имитировавшие шпалеры. Потом он много сотрудничал со шпалерной мануфактурой в Брюсселе, а шпалера – это плоскость. Йорданс боялся пустого и глубокого пространства, и даже в живописи все строил вдоль переднего плана. Многие его произведения изначально были эскизами для шпалер, а потом как человек практичный он создавал картины и продавал или дарил их. Наша картина «Одиссей в пещере Полифема», по-видимому, была сделана как эскиз для серии шпалер по истории Одиссея. Но Йордансу понадобилось сделать Рубенсу подарок, и он отнес картину. Так что до ткачей она не дошла.

С 1640-х годов у него было много подмастерьев, как в свое время и у Рубенса. Но разница методики в том, что Рубенс корректировал сделанное ими на завершающем этапе. У Йорданса другой принцип: как правило, он сам писал картину, потом мастерская ее копировала, а Йорданс на заключительном этапе что-то улучшал. Еще одна особенность его работы состоит в том, что он любил надставлять и картины, и рисунки. Современные ученые объясняют это прагматизмом. Он делал «заготовки», а когда находился потенциальный покупатель – иногда через несколько лет – начинал торговаться, спрашивая, какой нужен формат.

В работах, связанных с фольклором, с пословицами, Йорданс опирался на изобразительную традицию или все-таки на литературную?

170-6-1-4.jpg
Якоб Йорданс. Автопортрет с родителями,
братьями и сестрами. Около 1615; портрет
 был частично переписан Йордансом в конце
1630-х – первой половине 1640-х.
Холст, масло. Государственный Эрмитаж
– Лет семь назад отреставрировали нашу картину «Сатир в гостях у крестьянина». Я писал тогда статью об этом произведении и о том, как трансформировался хрестоматийный сюжет из басен Эзопа (еще в Средние века их использовали для обучения детей латыни). У него басня называется «Человек и сатир»: в лесу потерялся путник, и приютивший его сатир наблюдает за тем, как человек одновременно дует на похлебку, чтобы ее остудить, и на руки, чтобы их согреть. То есть там проявилось двуличие человеческой натуры: с человеком опасно водить дружбу. Но мы говорим о латинском переводе греческого текста, а были переводы на другие европейские языки. В 1617 году известный голландский поэт и драматург Йост ван Вондел сделал достаточно вольный нидерландский перевод басен Эзопа с дополнениями, которых не было в оригинале. В этой басне ван Вондел поменял героев местами, то есть изменил саму фабулу: сатир попадает в гости к крестьянину. К вонделовскому переводу обращались и другие художники, однако именно работы Йорданса стали образцом. Это касается не только связанного с Эзопом «Сатира в гостях у крестьянина», но и связанного с народной традицией католического праздника «Бобового короля». Фактически Йорданс создал эти темы в искусстве, и потом они получили огромное распространение в европейской живописи разных школ – в том числе благодаря тому, что все это гравировалось.

Обычай, связанный с праздником трех волхвов или трех королей, который Йорданс писал в своих «Бобовых королях», еще существует?

– Да, он жив в католических странах. Это то, что французы называют Днем трех королей. Помню, мы с семьей лет 10 назад были в Вене 6 января, когда отмечают этот праздник, и всем детям давали бумажные короны.

А с театром Йорданс не был связан?

– Что удивительно, нет. Были камеры риторов, полупрофессиональные объединения, в которые входили некоторые художники – Себастьян Вранкс, к примеру. Йорданс не входил, и причина была не в протестантизме, поскольку в Голландии такие объединения были широко распространены. Вот, например, в живописи голландца Яна Стена, члена камеры риторов, понятно, откуда ветер дует. Про Йорданса такого не скажешь. Йорданс и фольклорная традиция – это да, Йорданс и театр – нет.

170-6-1-6.jpg
Якоб Йорданс. Христос и самаритянка. Около
1650. Холст, масло. Нижегородский
государственный художественный музей
В отличие от Рубенса Йорданс в Италии не был. Антверпен, с которым связана его жизнь, еще с начала XVI века был одним из крупнейших торговых городов Европы. Каковы были позиции этого города в XVII веке в сравнении с городом зрелого Рембрандта Амстердамом?

– Йорданс не попал в Италию, поскольку рано женился, а с женой ездить тогда было сложно и даже опасно. И, например, работы Караваджо он знал благодаря тому, что они были в антверпенских коллекциях, и благодаря живописи местных караваджистов.

Что касается Антверпена, то до голландской блокады начала XVII века, до Двенадцатилетнего перемирия 1609 года, он был крупнейшим торговым центром Европы. Туда везли товары с Востока, из Нового Света. Но после голландской блокады Шельды торговые корабли не могли приплывать в Антверпен, и его экономика начала угасать. Позиции, которые в XVI веке были у Антверпена, занял Амстердам. Например, знаменитая рубенсовская картина «Союз Земли и Воды (Шельда и Антверпен)» из Эрмитажа – созданное для испанского правителя пожелание верноподданных фламандцев вернуть былое процветание Антверпену и разблокировать реку Шельду. Потому что Брюссель был связан с производством шпалер, Гент – с суконным производством, а благополучие Антверпена основывалось на международной торговле.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
225
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
223
Об оружии в обмен на мирные переговоры

Об оружии в обмен на мирные переговоры

В сложившихся условиях Зеленский едва ли может что-то требовать у Запада

0
2038
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11022

Другие новости