0
3920
Газета Культура Интернет-версия

22.08.2019 15:49:00

Другой brut в марсельской гавани

Выставка «Жан Дюбюффе. Варвар в Европе» после Франции отправится в Испанию и Швейцарию

Тэги: Дюбюффе, франция, марсель, выставка, искусство, живопись


181-7-3_t.jpg
Лили. 1936. Коллекция Фонда Дюбюффе, Париж.
Фото автора
До 40 лет Жан Дюбюффе (1901–1985) метался между семейным делом – торговлей вином – и занятиями живописью, оставляя то одно ради другого, то наоборот. Это, впрочем, нисколько не помешало ему прочно занять место в стане самых известных послевоенных художников. И это место он занял как живописец и скульптор, как писатель и музыкант. Но главное, как новатор, изобретатель и исследователь Art Brut, «грубого искусства», давшего свой ответ на поиски послевоенным миром адекватного языка и пославшего к чертям прежние иерархические принципы искусства. Детское искусство, наивное искусство, творчество душевнобольных во многом именно благодаря Art Brut получили «легитимность» в истории культуры. Нынешняя большая выставка в марсельском Музее цивилизаций Европы и Средиземноморья – 290 предметов из почти 20 музеев, включая учрежденный самим художником Фонд Дюбюффе в Париже и знаменитую Коллекцию ар брют в Лозанне, – показывает множественность творческих стратегий Дюбюффе. Осенью экспозиция переедет в Валенсийский институт современного искусства, а в мае 2020-го откроется в Этнографическом музее Женевы.

Истинную выразительность нужно искать за границами «окультуренности», считал Дюбюффе. Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья открылся в 2013 году, когда Марсель был культурной столицей Европы. Французский архитектор Руди Ричотти (тот самый, который вместе с Марио Беллини создал, в частности, новое крыло исламского искусства для Лувра) поставил у старого форта Сен-Жан, возле воды, стеклянное здание, «упаковав» его в решетку. Ячейки этой решетки по форме – как рябь на воде, ну, или как солнечные блики, во всяком случае, то и другое, море и солнечное небо, с этой архитектурой находятся в диалоге.

Дюбюффе придумал термин Art Brut в 1945 году, это было «искусство, возникшее из чистейшего вымысла и никоим образом не основанное, в отличие от «окультуренного» искусства, на таких приемах, как попугайничанье или хамелеонство». Его ранние – не по возрасту, но по артистическому стажу – вещи, как это часто бывает, еще не предвещают того Дюбюффе, которого мы привыкли себе представлять. В 1936-м он пишет возлюбленную Лили – рыжеволосую красавицу Эмили Карлю, подругу знаменитой Кики с Монпарнаса и будущую жену Дюбюффе, с которой они будут ездить в Сахару, вдохновлявшую художника. Это вполне обычный, вполне «в рамках» привычного портрет, пусть и с сюрреалистическим привкусом, вносимым беспорядочным скоплением разных предметов вроде шляпы, зонта, полотенца, кувшина, яйца и пустой рамы для картины.

Влияние дадаизма и сюрреализма Дюбюффе испытал в 1930-х, а в 1948-м Андре Бретон с Дюбюффе станет одним из основателей Companie de l'Аrt Brut, общества, собиравшего (эта коллекция в конце концов и станет известным собранием ар брют в Лозанне) и исследовавшего ар брют. Сюрреалисты интересовались творчеством душевнобольных, Дюбюффе подхватит этот интерес, прочтет книгу «Искусство душевнобольных» немецкого психиатра Ханса Принцхорна, в Швейцарии встретится с известными экспертами, а на скептические реплики будет отвечать, что «эстетическая функция одинакова во всех случаях, и это не более искусство душевнобольных, чем искусство людей, страдающих диспепсией или болью в коленях».

Но уже в 1945-м Дюбюффе придумал собственную технику haute pate («поднявшееся тесто»), и его картины стали напоминать землистого цвета барельефы, только сформованные и затем процарапанные как будто бы детской рукой. В 1960-х он начнет свой цикл L'Hourloup с непереводимым неологизмом в названии и эстетически основанный на спонтанном рисовании, и его картины будут похожи на гигантские рисунки фломастерами. Апофеозом Hourloup стал Coucou Bazar – перформанс, или тотальное произведение искусства с «анимированной живописью», скульптурой, музыкой и танцем. В одном из залов марсельской выставки гегемоном теперь стоит «Триумфатор» из того действа, впервые представленного в 1973 году на ретроспективе художника в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. «Триумфатор» не вовсе утратил антропоморфность, но та здесь поставлена на службу спонтанному рисунку, и вся внушительная фигура состоит из лоскутов да полосок.

Art Brut был критикой искусства в частности и культуры в целом: Дюбюффе ниспровергал ценности, сформированные «удушающей» культурой, отрицал иерархию в искусстве, интересовался кроме психиатрии этнологией. В 1940-м была открыта первобытная живопись в пещере Ласко, и Дюбюффе, интересовавшийся еще и детским рисунком, и пластикой Африки и Океании, кажется, хотел поставить точку в буржуазной культуре. Чтобы «обнулить» восприятие от всего наносного и начать все сначала. То, что ценил Дюбюффе, было свободно от социальных условностей.

С присущей французскому мышлению структурной стройностью экспозиция делится на разделы и подразделы: «Марионетки и маскарады», «Этнографический сюрреализм?», «Искусство безумцев?», «Метромания» (густонаселенные картинки о «странном месте» – парижской подземке), «Критика культуры», «Свести с ума язык» со сделанными художником книгами, которые он считал открытой дверью и испытанием, нарушая каноны их устройства... 

Знаки вопроса в заглавиях словно лишний раз напоминают: Дюбюффе все подвергал сомнению. Его рельефные картины с наивными человеческими фигурками, объекты, слова и иллюстрации из его книг словно стирают границы между видами искусств. Вокруг них – африканские маски, работы других художников ар брют... Из лозаннской коллекции ар брют показывают рисунки микробиолога, художника, брата историка искусства Александра Габричевского – Евгения Габричевского, который из-за душевного недуга попал в психиатрический госпиталь и творчеством которого заинтересовался Дюбюффе. «Я бросаю вызов тому, что ты принимал за реальность», – говорил он. XX век демократизировал искусство – Дюбюффе еще расширил эти границы. 

Марсель–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
228
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
226
Всевышний всех расставил по местам

Всевышний всех расставил по местам

Александр Балтин

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

0
2200
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11026

Другие новости