0
4569
Газета Культура Интернет-версия

25.08.2019 16:58:00

На выставке об истории здания на Крымском Валу показывают осуществленное и неосуществленное

От Дворца дожей до Новой Третьяковки

Тэги: третьяковская галерея, цдх, сукоян, выставка


третьяковская галерея, цдх, сукоян, выставка Экспозиция позволяет понять, как далек оказался результат строительства от начальной концепции. Фото Юлии Захаровой/ГТГ

Одним из авторов проекта и главным архитектором здания на Крымском Валу 10, которое прежде делили Третьяковская галерея и Центральный дом художника (ЦДХ) и которое теперь полностью перешло в ведение музея, был, как известно, Николай Сукоян (1915–2009). Этим летом Вероника Сукоян подарила Третьяковке архив отца – больше 1000 предметов. 120 из них представлены на выставке «Новая Третьяковка. Начало. Дар В.Н. Сукоян» (куратор Софья Аксенова, помощник куратора – Александра Рощук, дизайн экспозиции – Александр Годованец).

В 2023 году здание Новой Третьяковки до 2027–2028 года закроется на реконструкцию, которой займутся знаменитый голландский архитектор Рем Колхас и сотрудники бюро «Резерв» под руководством Семена Ламдона и Владимира Плоткина (см. «НГ» от 20.02.18). А пока площадка живет своей жизнью, в «Ночь кино» здесь открылись кинозалы, а незадолго до того завершился первый этап обновления постоянной экспозиции искусства XX века – зала авангарда на четвертом этаже. Как раз их и предваряет теперешняя выставка об истории здания.

Вихрастый красавец с дружеского шаржа (увы, неизвестного авторства) стал центром выставочной вселенной в два зала. Вокруг портрета кипит работа, судить об этом можно по архивным документам. История строительства и бытования здания на Крымском Валу изобилует перипетиями, а в осуществленном проекте многое осталось за скобками задуманного. Об этом рассказано в семи экспозиционных разделах: «Об архитекторе Н.П. Сукояне», «Лаборатория архитектора», «1956–1962», «1962–1979», «1979–2008», «Неосуществленные замыслы», «Материалы».

В 1956-м Третьяковской галерее и Союзу художников (СХ) были выделены участки земли под строительство новых зданий, и первоначально это должны были быть две автономные площадки (пространство Третьяковки, ориентированное на Москву-реку, так что вход в набережной считался главным, – и пространство СХ, ориентированное на Крымский Вал). Но, как это часто бывает, в рамках оптимизации бюджета в 1962-м из двух строений велено было сделать одно (обе площадки сейчас воспроизведены на архивных документах и на сделанном к выставке макете). Проектом занимались шесть архитекторов, руководил работами Юрий Шевердяев, а Николая Сукояна назначили главным архитектором. Еще на первоначальном этапе вокруг зданий предполагалось разбить парк искусств, а сами здания должны были быть согласованы с входной зоной в Парк Горького через дорогу.

Та часть, что финансировалась СХ, была сдана раньше, в 1977-м, и два года спустя там открылся ЦДХ. Завершена стройка была в 1986 году, но еще за шесть лет до того, к Олимпиаде, здание появилось на картах города. Долгострои – дело в стране привычное, но с этим проектом время сыграло злую шутку – решили, что его нужно дорабатывать, в 2000 году объявили конкурс, в котором участвовал и Сукоян (на выставке показывают его проектные чертежи здания с куполом и башней). История снова затянулась, а в 2008-м разразился скандал с проектом сноса здания и строительством вместо него многофункционального, включавшего элитное жилье и гостиницу, комплекса «Апельсин» по проекту архитектора Нормана Фостера (см. «НГ» от 11.04.08 и 26.02.09).

Но главное в теперешнем показе – то, что на полях, будь то на полях строительства или оставшееся на полях истории, не случившееся. Например, взаимодействие архитектуры со скульптурой: фасады здания должны были украшать рельефы и скульптуры – аллегории видов искусства – и мозаичное панно. Была даже идея установить на Крымском Валу «Рабочего и колхозницу». Внутри должны были быть не только лестницы, но и эскалаторы, а освещенность на уровне второго яруса должна была регулироваться в том числе благодаря тому, что там планировались жалюзи. Но если отмотать время назад, когда проект только создавался, там вы найдете альбом с вырезками, зарисовки и выписки («Делайте возможно проще, сколько бы это ни стоило» – слова Миса ван дер Роэ, выписанные Сукояном на одном листе с зарисовками разных конструкций, например, Марсельского дома – так называемой жилой единицы Ле Корбюзье). Работая над документальным обоснованием концепции зданий на Крымском Валу, начиная с 1957 года архитекторы ездили в Италию, Польшу, Чехословакию, Финляндию, Францию, Великобританию, США и Грецию. Сегодня здание сравнивают и с венецианским Дворцом дожей, и с Новой национальной галереей в Берлине, и с Мемориальным музеем мира в Хиросиме, но в работе было гораздо больше архитектурных образцов, от афинского Парфенона до нью-йоркского Музея Гуггенхайма.

«Новая Третьяковка. Начало...», как уже говорилось, сейчас открывает обновленную постоянную экспозицию искусства авангарда. Одни залы переходят в другие, история здания продолжается историей того, чем оно живет. Теперь в музее сделали монографические залы, посвященные, в частности, коллекционеру Георгию Костаки, зал Павла Филонова и объединения МАИ («Мастера аналитического искусства»), зал Татлина, а еще впервые бок о бок оказались два из четырех «Черных квадрата» Малевича. Рядом с первым, 1915 года (его скоро перенесут в другие залы на выставку «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры», которая откроется 23 октября), висит третий вариант 1929-го, сделанная Малевичем к своей выставке в Третьяковке копия.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
223
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
220
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11018
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
7945

Другие новости