0
3541
Газета Культура Интернет-версия

01.10.2019 17:18:00

Спрятаться в халат абстракций. Пушкинский музей показывает "Восточный джаз / East West Jazz"

Тэги: выставка, восточный джаз, пушкинский музей


выставка, восточный джаз, пушкинский музей Для московской переходящей на серые тона осени, яркие краски – в самый раз. Фото: Антон Сурков / ГМИИ им. А.С. Пушкина

По словам куратора выставки Сурии Садековой, проект «Восточный джаз / East West Jazz» не исторический, а эмоциональный. И по-своему революционный – «поскольку соединил на первый взгляд несоединимое, восточные ткани и послевоенную абстракцию». Готовили показ по музейным меркам быстро, около года, и сейчас на выставочной оси главного здания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.  Пушкина (ГМИИ) лицом к лицу оказались 30 среднеазиатских халатов из коллекции Александра Клячина и более 20 картин из собрания швейцарца Жана Клода Гандюра. Часть изобразительного искусства дополнена работами из Центра Помпиду, Пушкинского музея и двух парижских галерей. Для нашей переходящей на серые тона осени такие краски – в самый раз. Но то и дело ловишь себя на том, что хочется больше конкретики.

«Первичная психическая способность человека – порыв к абстракции, к тому, во что невозможно погрузиться, отдаться, раствориться», – цитируя в каталоге слова Вильгельма Воррингера из книги 1908 года «Абстракция и вчувствование», Сурия Садекова развивает их в сторону внутренней свободы и свободы творчества. В каталоге отношения между исламским и европейским искусством, между арабеской и абстракцией – как и пути развития этой самой абстракции – рассмотрены разными специалистами с различных ракурсов.

Выставочная дорога начинается на Розовой лестнице ГМИИ, там в пролете висят эдакие «прообразы» – белые и черные силуэты халатов, которые дальше обретут, что называется, плоть и кровь, цвета и орнаменты (сценографией занимался бывший арт-директор французского Vogue Патрик Уркад, он же – сокуратор теперешнего показа). Костюмы и ткани XIX века (отчего-то исключительно среднеазиатские) и сами по себе вещи выразительные. Они помещены бок о бок с импровизациями и композициями Кандинского 1910-х годов (акцент кураторы поставили на послевоенную абстракцию, но ею не ограничились), с приближающейся к абстракции знаменитой серией Матисса «Джаз» (в которой он прославил технику декупажа и вослед которому – матиссовскому «Джазу» и джазу как музыке свободы – названа выставка в ГМИИ), с работами Лучо Фонтана, Александра Колдера, Сержа Полякова и Ханса Хартунга (здесь в том числе впервые экспонируемые произведения из собрания Святослава Рихтера), Николя де Сталя, Антони Тапиеса, Джоан Митчелл и многих других. Тут есть даже оп-артовские опусы Виктора Вазарели, «полосатые» работы концептуалиста и минималиста Даниэля Бюрена, геометрическая абстракция Эдуарда Штейнберга. Здесь нет известнейших абстрактных экспрессионистов Марка Ротко или Джексона Поллока, как нет, скажем, и «Сигнальной системы» Юрия Злотникова. Зато есть имена художников, широкой публике не очень знакомых. Все это, как и азиатские костюмы, тоже вещи выразительные, намекающие, какими разными маршрутами двигалось абстрактное искусство (и то, которое официально к нему не примыкало, но, по сути, вело поиски в том же направлении). Однако не очень проявляющие это.

Предприниматель Александр Клячин, при поддержке которого сделан «Восточный джаз», начал собирать азиатские халаты более четверти века назад, сегодня в его коллекции – около 250 предметов. Жан Клод Гандюр рассказывал, что с Россией его роднит то, что его семья эмигрировала из СССР в 1923-м. Он – человек широких собирательских интересов: среди 3500 произведений есть и античное, и египетское искусство (с этими частями в Москве еще познакомятся: директор ГМИИ Марина Лошак сказала, что они уже договорились с Гандюром о следующей выставке), и послевоенная абстракция, и предметы из Латинской Америки, и средневековая скульптура, и французская мебель XVIII века.

Ведущий научный сотрудник Кунсткамеры и научный консультант выставки Елена Царева, подробно пишет в каталоге об узорных полотнищах – икатах – и там же комментирует те вещи, что выставлены в залах (а 2 октября прочтет лекцию об этих тканях и халатах). Кое-что об икатах вынесено в один из текстов на выставке. Художникам сейчас повезло меньше – и помимо того, что есть в разных каталожных статьях, собственно в экспозиционном пространстве хитросплетения этой живописи практически не анализируются. Досадно, ведь направлений было много, как и мировидений, не говоря уже о том, что абстрактная живопись, то решительно отвергающая фигуративность, то возвращающаяся к ней, то выводящая на первый план цвет, то фактуру, то жест художника – помимо эмоционального уровня, – для восприятия гораздо труднее, нежели фигуративная. Возможно, это будет исправлено в путеводителе, который обещают выложить на izi.travel. Это не отменяет визуальной эффектности «Восточного джаза», развивающегося подобно орнаментальному раппорту. Но пока абстракция – в тени халатов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
457
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
441
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11246
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8076

Другие новости