0
3475
Газета Культура Интернет-версия

27.10.2019 18:57:00

Хороводные причуды "Союза молодежи"

В Еврейском музее открылась выставка, посвященная первому в России объединению авангарда

Тэги: еврейский музей, выставка, объединение, русский авангард


еврейский музей, выставка, объединение, русский авангард Экспозиция представляет первое в России объединение авангардистов. Фото агентства «Москва»

На прошлой неделе московская выставочная жизнь на время стала по-настоящему авангардной. Сперва в Новой Третьяковке открыли проект «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» (интервью с куратором Любовью Пчёлкиной см. в «НГ» от 09.09.19), следом в Еврейском музее кураторы Ирина Арская и Андрей Сарабьянов представили «Союз молодежи. Русский авангард 1909–1914». Широкая публика об этих явлениях знает мало, а между тем значение их трудно переоценить – первый в мире музей современного искусства, открывшийся в 1919-м в Москве, и первое в России объединение авангардистов, в 1910-м зарегистрированное в Петербурге.

Сначала был «Союз...». Пока само это слово не скукожилось от прямолинейности советского времени, до той эпохи не доживший «Союз молодежи» жил вольницей разностилья. В нем сосуществовали символистские вещицы Софьи Бодуэн де Куртенэ, «французистая» живопись бубнововалетцев Машкова и Кончаловского и не менее «французистая» – Цалии Шлейфера, кубофутуризм Малевича (в Москву привезли редко покидающий пределы Русского музея «Усовершенствованный портрет Ивана Клюна»), обескураживающе смелый примитивизм «Женщины в платке (Скандинавской царевны)» Елены Гуро... Хорошо знакомые имена перемежаются теми, о ком сегодня известно меньше. Почти как всегда на выставках авангарда, где «шаг в сторону» и – бездна. Жаль только, что здесь не разместили хотя бы кратких биографий – за ними нужно обратиться на сайт «Энциклопедии русского авангарда», с которой выставку готовили. Так, Цалию Шлейфера будет считать своим первым учителем по детской художественной школе в Тверской губернии будущий соцреалист Владимир Серов, – сам Шлейфер погибнет в 1942-м в Освенциме.

Разношерстная молодежь выступала единой силой (которую, конечно, и саму время от времени потряхивало от внутренних конфликтов – приходили одни, «откалывались» другие) не только против набивших оскомину академических традиций, но и против мирискусников (хотя в своей среде «союзники» символизм еще не вовсе преодолели, но это была борьба за власть авангардистов и сторонников Александра Бенуа). На теперешней выставке их тоже показывают единой силой – посреди огромного зала архитекторы Кирилл Асс, Надежда Корбут и Оят Шукуров рядами выстроили асимметричные серые выгородки, напоминающие остатки то ли пропилей (за вычетом портика как ненужной классики), то ли крепостных стен. Авангардисты поняли, что нужно переходить в наступление по всем фронтам.

Официально «Союз молодежи» был зарегистрирован в феврале 1910-го, хотя его предыстория и название сложились годом раньше. Главный его меценат Левкий Жевержеев стал казначеем, Эдуард Спандиков – председателем, Иосиф Школьник – секретарем. В 1912-м «Союз молодежи» начал выпускать одноименный сборник, первую в России периодику о современном искусстве. Деятельность объединения сошла на нет в 1914-м, хотя еще в 1917 году его пытались реанимировать, а в 1919-м на Первой государственной свободной выставке произведений искусства от «Союза молодежи» экспонировали, в частности, работы и Школьника, и Спандикова, и – посмертно – Ольги Розановой. Петербург в хронологическом смысле был авангарднее Москвы, где знаменитая первая выставка «Бубновый валет» открылась в декабре 1910-го, а само общество оформилось в 1911-м. И, к слову, с организацией бурных диспутов эти петербуржцы этих москвичей тоже опередили. В витринах лежат книжки одного из самых активных участников «Союза...» Волдемарса Матвейса «Искусство негров» и «Искусство острова Пасхи». В плане интереса к традиционному африканскому искусству объединение шло с минимальным запозданием по отношению к Европе. В плане интереса к культуре острова Пасхи опередило мир.

Авангарднее всего мира «Союз молодежи» стал и тем, что в его недрах еще в 1912-м у Школьника возникла идея создания и музея современного искусства и библиотеки неакадемического искусства, прямо тогда, увы, не ставших реальностью. Задуманный «Союзом...» театр-кабаре тоже не случился, но зато премьера футуристической оперы «Победа над Солнцем» с декорациями Малевича прошла в арендованном как раз «Союзом молодежи» театре «Луна-парк», а еще до того известности молодого объединения поспособствовали театральные эксперименты – «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» и «Хороводные причуды с публикой» (которые, по словам Сарабьянова, «были на самом деле ярмарочным балаганом, но, конечно, в рамках искусства»), причем способствовали гораздо больше, нежели дебютная выставка. Все эти эскизы (несколько привезли сейчас в Москву), рассказывает Сарабьянов, тогда купил любивший театр Левкий Жевержеев: после национализации они составили основу коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

Нынешнее путешествие «Союза молодежи» из Петербурга, где летом выставка шла в Русском музее, в Москву – не гастроли одного проекта. Сейчас его сократили. «Мы ограничили себя определенным пространством, чтобы не повторять петербургскую выставку, а сделать свой вариант», – пояснил «НГ» Андрей Сарабьянов, добавив, что почти половина из привезенных работ – больше 30 – участвовали в проектах «Союза молодежи».

«Большая часть экспонировавшихся петербуржцами работ в настоящее время не известна или не идентифицирована», – пишет в каталоге Ирина Арская. К примеру, из показанных на 2-й выставке объединения 132 произведений сегодня четко идентифицировать можно 5... Логично, что в музее теперь показывают и хронологически более поздние вещи. Важна панорама. «Волнами» на асимметричные пилоны накатывают разные стилистики – от вспоминающей иконописные традиции «Смерти праведника» Софьи Бодуэн де Куртенэ; от картины Бурлюка «Весна. Декоративное панно», пока без его грубого «бурлючества», а похожей на разросшуюся до огромных размеров эмалевую крышку на шкатулке; от меланхоличной «Цыганки» Святослава Нагубникова, одновременно «оглядывающейся» и на фовистов, и на экспрессионистов; от пейзажей Иосифа Школьника, на свой лад откликнувшегося на Пюви де Шаванна, ван Гога и Матисса, – к аналитически-сюрреалистичному «Пиру королей» Павла Филонова. Показанный через паузу относительно других художников, хрестоматийно известный, этот «Пир...» снова шокирует. Интенцией разрастания «пира трупов, пира мести» и «бешенства скорби», как назвал это Велимир Хлебников, предчувствием в 1912–1913-м будущей Первой мировой войны, как об этом отзывались некоторые современники, – и тем, как это будто на наших глазах происходящее тление написано. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
578
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
555
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11372
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8148

Другие новости