Центральной картиной выставки стал «Танец» Анри Матисса. Фото агентства «Москва»
Как известно, легендарная московская коллекция импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов, собранная до революции Сергеем Щукиным, впервые была воссоединена на выставке, которую в Париже в конце 2016 – начале 2017 года посмотрели 1,2 млн человек. В России же части коллекции объединили минувшим летом в ГМИИ.
Как известно, Государственный центр современного искусства, первая в России госинституция, специализирующаяся на contemporary art и обладающая сетью филиалов, в 2016-м указом министра культуры был подчинен РОСИЗО, организации абсолютно иной специфики, что для ГЦСИ имело плачевные последствия. Этим летом министр передумал и присоединил многострадальный ГЦСИ к Пушкинскому музею.
Проект «Щукин. Биография коллекции» стал не только первым после расформирования в 1948-м Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) объединением в России частей собрания Сергея Щукина (напомним, они были распределены между ГМИИ и Эрмитажем), но и рассказом о собирательстве братьями Сергея Ивановича, среди которых он пошел дальше всех. Концепция экспозиции в Москве отличалась от парижской: там купленное Щукиным новое французское искусство предъявили вместе с работами русских авангардистов, воспринявших новаторский импульс как сигнал к художественному действию.
Долгие годы нынешний президент Пушкинского музея, а прежде директор Ирина Антонова настаивала на том, что разрозненная коллекция Щукина именно как московское явление в этом городе и должна быть воссоединена. Ведь ликвидация ГМНЗИ была чисто идеологическим жестом. Понятно, что идею объединения решительно отвергал и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, и многие другие. В конце концов был создан сайт ГМНЗИ, но даже в возможность временной выставки верилось с трудом. Сейчас все сошлись во мнении, что, хотя работы и известные, их объединение произвело сильное впечатление. За три месяца (причем основное время работы пришлось на «мертвый» летний сезон) проект увидели 344 927 зрителей: это была самая посещаемая выставка в ГМИИ после проекта «Москва – Париж» 1981 года. Щукинский особняк в Большом Знаменском переулке, находящийся на балансе Минобороны, передан в ведение Пушкинского музея: там будет Музей Щукина и фонд его имени. По словам директора ГМИИ Марины Лошак, в Минобороны рассчитывают, что для подготовки здания к преобразованию в музей нужно два года.
Что касается присоединения к музею ГЦСИ, понятно, что лучше бы центр оставался независимой структурой. Увы, слияние с РОСИЗО быстро вызвало последствия, вряд ли обратимые: из ГЦСИ уволились его худрук и основатель Леонид Бажанов и десятки сотрудников. На этом фоне союз с ГМИИ – компромисс. Пока решаются оргвопросы, и как этот компромисс будет работать, не ясно. Но музею современное искусство близко, и направление «Пушкинский XXI» сфокусировано как раз на этом. Правда, от строительства в Москве своего музейного здания, обещанного ГЦСИ много лет назад, окончательно отказались. Наконец, еще одним важным для жизни Пушкинского шагом стало приглашение Ильи Доронченкова, профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге, известного историка искусства, многими любимого и за его публичные лекции, – стать замдиректора по науке. Что с научной, что с имиджевой точки зрения – решение ГМИИ можно только приветствовать.
комментарии(0)