0
8094
Газета Культура Интернет-версия

30.12.2019 00:01:00

Пушкинский музей объединил Щукиных и классику с современностью (2)

ГМИИ создаст музей знаменитого коллекционера и прирастет филиалами

Тэги: пушкинский музей, искусство, классика, живопись, гмии, выставка, антонова


пушкинский музей, искусство, классика, живопись, гмии, выставка, антонова Центральной картиной выставки стал «Танец» Анри Матисса. Фото агентства «Москва»

Как известно, легендарная московская коллекция импрессионистов, постимпрессионистов и модернистов, собранная до революции Сергеем Щукиным, впервые была воссоединена на выставке, которую в Париже в конце 2016 – начале 2017 года посмотрели 1,2 млн человек. В России же части коллекции объединили минувшим летом в ГМИИ.

Как известно, Государственный центр современного искусства, первая в России госинституция, специализирующаяся на contemporary art и обладающая сетью филиалов, в 2016-м указом министра культуры был подчинен РОСИЗО, организации абсолютно иной специфики, что для ГЦСИ имело плачевные последствия. Этим летом министр передумал и присоединил многострадальный ГЦСИ к Пушкинскому музею.

Проект «Щукин. Биография коллекции» стал не только первым после расформирования в 1948-м Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) объединением в России частей собрания Сергея Щукина (напомним, они были распределены между ГМИИ и Эрмитажем), но и рассказом о собирательстве братьями Сергея Ивановича, среди которых он пошел дальше всех. Концепция экспозиции в Москве отличалась от парижской: там купленное Щукиным новое французское искусство предъявили вместе с работами русских авангардистов, воспринявших новаторский импульс как сигнал к художественному действию.

Долгие годы нынешний президент Пушкинского музея, а прежде директор Ирина Антонова настаивала на том, что разрозненная коллекция Щукина именно как московское явление в этом городе и должна быть воссоединена. Ведь ликвидация ГМНЗИ была чисто идеологическим жестом. Понятно, что идею объединения решительно отвергал и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, и многие другие. В конце концов был создан сайт ГМНЗИ, но даже в возможность временной выставки верилось с трудом. Сейчас все сошлись во мнении, что, хотя работы и известные, их объединение произвело сильное впечатление. За три месяца (причем основное время работы пришлось на «мертвый» летний сезон) проект увидели 344 927 зрителей: это была самая посещаемая выставка в ГМИИ после проекта «Москва – Париж» 1981 года. Щукинский особняк в Большом Знаменском переулке, находящийся на балансе Минобороны, передан в ведение Пушкинского музея: там будет Музей Щукина и фонд его имени. По словам директора ГМИИ Марины Лошак, в Минобороны рассчитывают, что для подготовки здания к преобразованию в музей нужно два года.

Что касается присоединения к музею ГЦСИ, понятно, что лучше бы центр оставался независимой структурой. Увы, слияние с РОСИЗО быстро вызвало последствия, вряд ли обратимые: из ГЦСИ уволились его худрук и основатель Леонид Бажанов и десятки сотрудников. На этом фоне союз с ГМИИ – компромисс. Пока решаются оргвопросы, и как этот компромисс будет работать, не ясно. Но музею современное искусство близко, и направление «Пушкинский XXI» сфокусировано как раз на этом. Правда, от строительства в Москве своего музейного здания, обещанного ГЦСИ много лет назад, окончательно отказались. Наконец, еще одним важным для жизни Пушкинского шагом стало приглашение Ильи Доронченкова, профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге, известного историка искусства, многими любимого и за его публичные лекции, – стать замдиректора по науке. Что с научной, что с имиджевой точки зрения – решение ГМИИ можно только приветствовать.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
2007
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
1912
В прозрачной тунике и босиком. От первого па до смертельного фуэте Айседоры Дункан

В прозрачной тунике и босиком. От первого па до смертельного фуэте Айседоры Дункан

Геннадий Гутман

0
3681
Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Московский музей современного искусства отмечает 25-летие новой аранжировкой коллекции

Дарья Курдюкова

Объединения в видения

0
4452

Другие новости