0
3251
Газета Культура Интернет-версия

14.01.2020 18:18:00

В Мультимедиа Арт Музее показали, как художник вышел за пределы картины

Маленькие театры в бесконечности Лучо Фонтаны

Тэги: выставка, маленькие театры, лучо фонтана


выставка, маленькие театры, лучо фонтана «Маленькие театры» – уже не вполне картины. Фото автора

Скульптура, от реалистической до занявших весь этаж-«балкон» экспрессивных «Распятий», живопись, от холстов с «фирменными» дырами и порезами до позднего цикла «Маленькие театры», – для первой в Москве ретроспективы Лучо Фонтаны Ольга Свиблова и Елена Джеуна собирали произведения по нескольким итальянским музеям, галереям и частным коллекциям. Но в первую очередь брали из фонда художника в Милане, чтобы показать совершенный им революционный прорыв максимально объемно. С тем, как Фонтана к своей пространственной концепции пришел, как ее развивал – и как это было связано с освоением космоса.

Лучо Фонтана родился в Аргентине за год до начала XX века, а умер в Италии за год до высадки американских астронавтов на Луну. Космосом он грезил: оборот одной из «Пространственных концепций» (с подзаголовком «Ожидание») загадочно надписан в 1965 году художником «Мягкая / посадка / русских на Луне... / Космическая эра». Это «ожидание» – белый холст с разрезом посередине.

Он уходил в Первую мировую добровольцем на фронт, он сотрудничал с Севрской мануфактурой, он участвовал в конкурсе на двери Миланского собора, в 1966-м он делал декорации и костюмы для Ла Скала и в том же году был награжден за проект на Венецианской биеннале...

К тому самому 1965 году Фонтана, начинавший работать в мастерской отца как скульптор – и скульптуры не оставивший до конца жизни, но сильно ее трансформировавший, уже прославился радикальными картинами. Так вот к тому году он уже придумал все свои основные циклы, которые вел до конца жизни, – «Дыры» (с 1949 года) с проколотыми шилом и «Разрезы» (с 1958-го) с иссеченными холстами; «Кванты», в которых неправильных форм холсты с порезами, будучи всего лишь прикрепленными к стене, кажется, будто бы парят в воздухе; «Маленькие театры» (1964–1966), в которых деревянные «рамы» становятся частью произведений, поскольку «затекают» на холсты, отбрасывают на них причудливые тени, контрастируют с ними фактурой и иногда цветом, словом, всячески взаимодействуют, создавая свою драматургию, в которой мы пытаемся угадать развитие «действия», развитие эмоции. Художник уже стал соавтором нескольких манифестов пространственного искусства – спациализма, давно придумал своим произведениям уже упомянутое общее название «пространственные концепции», которое было более чем название, как будто заново соотнося их с привычной системой видов искусства. Это уже не вполне картины и не вполне скульптуры.

Само по себе понятие «пространственные концепции» отрицало что двухмерность, что неподвижность традиционной картины, с которой он так революционно обошелся, а когда художник приписывал к тому «Ожидание/Ожидания», то отрицал и остановку во времени. Фонтана уже давно перешел от академической скульптуры к экспериментам с керамикой и мозаикой, уже стал делать «пространственные концепции» и в бронзе – в виде объектов «Натура» («Природные скульптуры», 1959–1960), шарообразных, как булыжники или маленькие планеты, тоже с дырами-«кратерами». В Мультимедиа Арт Музее показывают работы из многих знаковых серий Фонтаны. Правда, здесь нет экспериментов с неоном и инсталляций.

К нам привезли выставку знаменитого мастера, на которой никто не обязан млеть от «шедевров». Она вообще не про «нравится/не нравится» и задает другие вопросы: зачем это сделано и что это дает? К середине столетия Фонтана провозгласил, что «картина должна выйти из рамы, а скульптура – из витрины».

В 1947-м, когда художник возвращался из Аргентины, где работал во время Второй мировой войны, в Италию, в этот год, когда он стал соавтором «Первого манифеста спациализма», в Штатах абстрактный экспрессионист Джексон Поллок экспериментировал с «живописью действия», разбрызгивая краску (иногда еще и рассыпая песок) на холст, часто кладя его на пол и перемещаясь вокруг него. Он хотел быть внутри картины, создание которой превращалось в перформативный жест. Картины Фонтаны – совсем иначе, но тоже перформативны. Недаром в приведенных на выставке воспоминаниях фотографа Уго Муласа рассказано, как Фонтана отказался позировать во время работы над картинами с разрезами: чтобы не ошибиться, нужно сосредоточиться, по его словам, «холст может висеть нетронутым неделями, прежде чем я пойму, что с ним делать». Жест должен быть выверен, он для художника подобен то ли священнодействию, то ли неведомому научному опыту (Фонтана верил, что «художники предвосхищают достижения науки, а достижения науки всегда влекут за собой достижения искусства»), однако главное, что речь снова идет о жесте.

После войны мир искусства искал новый язык. Этот язык, в частности, предполагал право холста быть пустым или глухо закрашенным в один тон, право «отрицать» привычную картину, разрезая ее, но одновременно это был и выход картины из ограниченных рамок, поскольку за дырами и порезами у Фонтаны – выход в объем. Часто сопряженный с усилиями – например, когда он вместо холста брал железо и «буравил» его. Этот язык предполагал отношение к картине как к вещи. Но и – по крайней мере в случае Фонтаны – выход этой вещи в безграничное пространство. Бесконечность, по-новому выраженная, – то, что искусство могло противопоставить конечности мира. Картины Фонтаны будут сближаться со скульптурой, когда он станет накладывать краску пастозно, бросать на холст осколки стекла, делать поверхность рельефной. А когда у Фонтаны появляется матовая черная с блестками краска, его продырявленные работы порой кажутся выходом в космос. Или в бездну. Он совершил радикально жесткий и простой жест. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
877
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
840
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11694
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8327

Другие новости