0
4044
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2020 18:35:00

Кураспатом быть обязан. В галерее XL художник Роман Сакин учит оздоровлению через точку в.п.

Тэги: выставка, роман сакин, кураспатия


выставка, роман сакин, кураспатия В центре выставочного зала стоит манекен кураспата. Фото с сайта www.xlgallery.ru

Пространство галереи XL, где открылась выставка Романа Сакина «Кураспатия. Общие принципы», напоминает теперь здравницу. В центре зала стоит манекен кураспата, в углу транслируют показательное видео с кураспатической зарядкой, зрители топчутся возле бумажных моделей и листков с разъяснениями. Согласно художнику, «кураспатия» – слово, образованное от латинского cura – «лечить» и spatio – «пространство». Над разработкой этой «философско-лечебной системы» художник работал с 2017-го, и в 2020-м она заставляет вспомнить работы концептуалистов.

Когда премудрости народной медицины, экстрасенсов и т.д. сдают позиции перед блогерскими постами на тему ЗОЖ, когда на пациента в поликлинике отведено около 10–15 минут, когда мода на то, что было полезным, а стало вредным, меняется с некоторой головокружительностью, в дело вступает художник.

Роман Сакин вбрасывает в это поле новую идею, откликаясь на чаяния, разочарования, стремления к единению с природой и святую веру в полное излечение с помощью подручных средств. Словом, на то, на что запрос в массах всегда велик. Сюда же нужно присовокупить потребность в терминологии, звучащей непонятно и оттого притягательно, да стремление физику (лечение) объединить с подобием лирики (кураспатия, напомним, – лечебная система с философским уклоном). А то и другое сделать универсальным, ведь предложенную методу, как выясняется, можно применить «к любой деятельности человека».

Итак, исходные данные: кураспатия – лечение, основанное на восприятии человеком пространства. Испытуемый ищет разные свои центры взаимодействия с этим самым пространством, главный из которых – точка в.п. (восприятия пространства), расположенная, согласно инструкции, где-то в середине тела. Дальше в ход идут процедуры – лежание голым на заснеженном поле («пустое заснеженное поле вызывает чувство одиночества и незащищенности, и это усиливает эффект лечебного пространства»), сидение ночью в яме, по периметру которой разведен огонь, хождение по кругу с бревном, упражнение на трепыхание крыльями («голый кураспат становится к прибору, берется за рукоятки и начинает махать крыльями, представляя себя летящим и не забывая думать о точке в.п.»), лечение головы с помощью поднимающегося и опускающегося кольца... Все это, повторим, дополнено наглядными бумажными модельками и крохотными книжицами – там приведена пошаговая инструкция.

Этот проект напоминает работы группы концептуалистов «Коллективные действия» (КД) в целом и ее основателя Андрея Монастырского в частности. В известных объектах Монастырского «Пушка» и «Ветка» предполагается то «всматривание» в черноту внутри трубы и включение дребезжащей пушки (это всё), то «вслушивание» в «музыкальный инструмент» ветку, что крепится на катушки от скотча, пока авторская надпись рядом сообщает, что «какой бы отрывок из статей Штокгаузена о Веберне я бы здесь ни использовал, все равно это была бы, как говорится, «не та музыка», «не совсем то» и т.д.»). В «Поездках за город», акциях группы КД для избранного круга осуществлялся некий план действий. В том и другом случае декларируемое «не совпадало» с результатом в общепринятом смысле, акцент смещался на процессуальность, восприятие, ожидание и игнорирование того, что в подобном случае могло бы быть пресловутым «результатом» в официальной культуре. В этом смысле Роман Сакин тоже действует методами концептуалистов: в эпоху новых инструкций его абсурдистская система превращает работу в ритуал, тоже акцентирует процессуальность, тоже препарирует причудливые взаимоотношения слова и картинки. Его «Кураспатия» живет, пожалуй, где-то между инсталляцией, концептуальным альбомом и плакатами да щитами с бесконечными воззваниями к общественности (вроде каких-нибудь противопожарных стендов, которые в свое время были так важны, например, для других концептуалистов – Ильи Кабакова или Виктора Пивоварова).

О пользе искусства рассуждать уже пошло. Может, та самая cura это cura te ipsum – «исцели себя сам». Может быть, sine cura. Читая пояснения, зрители довольно быстро понимают, в каком направлении все это будет развиваться. Посмеиваются и не уходят, толпятся, как у минеральных источников с поильниками. Сам процесс затягивает. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
857
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
823
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11677
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8316

Другие новости