0
3722
Газета Культура Интернет-версия

11.02.2020 18:45:00

Освобожденная агитация Востока

Ленин на коврике и снятие чадры на выставке "Эхо советского Азербайджана"

Тэги: выставка, советский азербайджан, музей востока


выставка, советский азербайджан, музей востока Ковер «Вождь мировой революции Ленин и предводитель Востока Нариманов». Карабах, 1920 год Фото © Государственный музей Востока

«Эхо советского Азербайджана. Ковер. Вышивка. Плакат» – совместный проект Музея Востока (где и идет выставка), Азербайджанского национального музея ковра и Фонда Марджани. Здесь – около 40 предметов 1920–1970-х годов, на примере которых кураторы Ширин Меликова, Мария Филатова и Вера Мясина показали, как советская власть взяла на вооружение древние традиции прикладного искусства.

Текстиль и плакаты буквально кожей впитали соединение, подчас довольно механическое, веками складывавшейся традиционной культуры и советской пропаганды. Всадник, не скачущий даже, а будто летящий над землей, как столетиями было на восточных миниатюрах, – в 1920-е стал отмечен красной звездой. Этот «рабочий витязь» топчет дракона – теперь это, конечно, гидра империализма, – иллюстрируя приведенные на двух языках четверостишия о том, что «неизбежно спокойно и твердо/ Мы сплотимся у красных знамен»... Это продукция БакКавРОСТА, учрежденного в 1919-м бакинского филиала «Окон РОСТА».

Вот плакат «За сбор 13 000 тонн хлопка по-большевистски» – пример продукции треста Бакполиграф 1933 года. По «монтажу» образа нового героя – работницы – и разных динамичных ракурсов он отчасти напоминает приемы работы московского Общества станковистов, к тому времени уже два года как переставшего существовать. Вот ковры: с одной стороны, «Вождь мирового пролетариата Ленин и предводитель Востока Нариманов» (1920), с другой – «Стахановцы» (1937). Наивные, как лубочные картинки, фигурки вписаны в орнаментальные раппорты – в 1920-е агитационный язык еще только складывался, и можно было делать по-разному. Но больше всего сейчас экспонируют вещей на тему освобожденной женщины Востока. «Снятие чадры» по-восточному красочно и нарядно, с плотной, опять-таки как в орнаментах, композицией, с похожим на детский рисунком – и с советской атрибутикой. Некоторые женщины, как это тут показано, еще побаиваются, другие проявляют сознательность, а иные уже и красным флагом размахивают.

Азербайджанский национальный музей ковра был основан в 1967-м стараниями мастера ковроткачества Лятифа Керимова (на выставке есть и его собственные работы, к примеру, очередной ковер с Лениным, выполненный в 1954 году на производственном объединении «Азерхалча»). Еще в 1920 году в Баку открылась первая художественная школа (впоследствии ставшая техникумом), в которой через три года появилось отделение прикладных искусств. Просуществовало оно пять лет, и, как пишут в музее, неизвестно, что потом стало с мастерицами. Но образцы текстиля тех лет сохранились, они есть и в Музее ковра, и в Музее Востока.

Как нетрудно догадаться, панорама в полстолетия, какую представляет теперешнее «Эхо советского Азербайджана», показывает разительные перемены. И если на коврике кустарного производства во второй половине века Кремль все еще выглядит как пряничный дворец, то в основном за этот период на выставке «отчитываются» огромные ковры, где центральные клейма занимают уже вполне соцреалистически вытканные спортсмены, ГЭС, школа, дом отдыха и т.д., словом, усредненная советская продукция с тягой к гигантомании. Из вводных текстов вы узнаете, что в 1950-х «Азерхалча» – в работе участвовал и Лятиф Керимов – выткала рекордный по размерам ковер с Лениным площадью 75 кв. м (он остался в Музее ковра, но в Москве хватает и других Лениных).

Однако самое красноречивое – эксперименты 1930-х годов. Вернее, как раз эксперименты тогда были свернуты. На изделии, напоминающем коврик для намаза, в характерную нишу, символизирующую мечеть, вписан Молотов. Довольно страшное свидетельство времени. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
935
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
899
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11763
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8364

Другие новости