0
6655
Газета Культура Интернет-версия

16.02.2020 18:05:00

В Музее русского импрессионизма открылась большая выставка Юрия Анненкова

Революция за дверью, паук на носу

Тэги: русский импрессионизм, выставка, юрий анненков


русский импрессионизм, выставка, юрий анненков Старуха. 1925. Центр Жоржа Помпиду. Фото агентства «Москва»

Хотя имя Анненкова, автора хрестоматийно известного портрета Анны Ахматовой, графика и живописца, литератора, театрального художника и художника по костюмам в кино, хорошо известно, в России первая монографическая выставка его работ прошла совсем недавно, в 2014-м в Литературном музее. В прошлом году второй показ устроили в Доме русского зарубежья, так что нынешняя экспозиция – всего третья и первая большая ретроспектива мастера-эмигранта. Ее название «Революция за дверью» адресует к тексту самого Анненкова.

«Главным любимцем Троцкого был Пикассо. Троцкий видел в формальной неустойчивости, в постоянных поисках новых форм этого художника воплощение «перманентной революции», той самой «перманентной», которая принесла Пикассо богатство и славу и которая стоила Троцкому жизни», – вспоминал Анненков в книге «Дневник моих встреч. Цикл трагедий».

Он сделал несколько изображений «Льва революции», который позировал то в устроенной в доме Льва Толстого в Хамовниках мастерской, то в своей ставке в Архангельском. В 1923 году Анненкову заказали портреты политических деятелей для выставки к пятилетию Красной армии. Он написал Троцкого на трехметровом холсте и с явной примесью кубизма. Портрет показывали в советском павильоне на Венецианской биеннале, а потом по известным историческим причинам уничтожили. Кроме того, по рисунку Анненкова был создан скульптурный портрет Троцкого – тоже в кубистическом духе (он был «сослан» в запасники и сейчас экспонируется на выставке). Графические изображения революционера вошли в альбом «Семнадцать портретов». Еще там есть соратник Троцкого Эфраим Склянский, таинственно утонувший в Нью-Йорке в 1925 году, Зиновьев и Каменев, Луначарский, Мейерхольд... (В 2012-м рисунок, с которого сделан этот альбомный портрет режиссера, был продан на Sotheby’s за 1,049 млн фунтов, став на тот момент вторым после рисунка Зинаиды Серебряковой самым дорогим графическим произведением отечественного художника).

В эмиграции Анненков провел полвека. В 1924 году он со своей второй женой, актрисой Валентиной Мотылевой, уехал на Венецианскую биеннале, а затем во Францию. В 1926-м «Семнадцать портретов» вышли в СССР тиражом 2000 экземпляров. Через два года распоряжением Сталина эти альбомы начали изымать и уничтожать (сохранилось шестьполных комплектов, а на выставке представлены репринты из частного собрания). В интервью 1965 года Мотылева говорила, что «думала, пройдут 2–5–6 лет, и мы вернемся в Россию. Но обстоятельства сложились так, что мы остались навсегда в Париже». К слову, в эмиграции Анненков станет делать карикатуры на Сталина и Хрущева, но на выставке их нет – говорят, уже не вмещались в экспозицию.

«Революцией за дверью» назывался французский перевод «Повести о пустяках», произведения о перипетиях начала века, во многом для Анненкова автобиографического. Впервые его издали на русском языке в Берлине в 1934-м. Теперешняя ретроспектива делится на период до и после эмиграции, и в отдельный раздел вынесены театральные эскизы. Революция здесь – то, что художник пережил (и что отразилось в том числе в его оформлении поставленного Николаем Евреиновым массового действа «Взятие Зимнего дворца»), и то, что осталось «за дверью», когда он уехал.

Куратор Анастасия Винокурова (научный консультант проекта – старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XX века Третьяковской галереи Анна Дьяконицына) отобрала более сотни произведений примерно из 30 музеев и частных коллекций России и Франции. От Третьяковки (оттуда среди прочего привезли изумрудно-зеленый «Июнь. Лес», единственную купленную в ГТГ при жизни художника картину) и Пушкинского музея до Центра Помпиду, анненковские вещи из этого музея в России показывают впервые. Отдельное произведение книжного искусства, созданное к ретроспективе дизайнером Евгением Корнеевым, – каталог.

Анненков – график до мозга костей. Даже в живописи. Его искусство – в линии, обозначающей нерв образа. Поэтому не сказать чтобы поражали воображение ранние, сделанные до парижских поездок 1911–1912 годов, картины вроде «Зимнего пейзажа», эдакого смешения Куинджи с его отношением к цвету и свету, символизма и отголосков импрессионизма. Потом Анненков переболеет кубизмом и футуризмом, что пойдет ему на пользу. Хотя аналитической природы французского кубизма в этом не будет, зато появится доля остранения, выразительность которого художник усилит как раз линеарностью. Это хорошо видно в картине из Центра Помпиду «Старуха»: морщины почти фотографически проработанного лица зарифмованы с черно-белыми, словно на гравюре, линиями, условно обозначающими складки на одежде. (Но бывало в анненковских портретах и иначе, когда реалистическое начало, внешнее сходство – возможно, по воле моделей – подавляло все формальные экзерсисы, вернее, их просто не оставалось. Иногда это уводило художника в сторону внутренне пустого салонного искусства, как в графическом портрете Мотылевой.)

Линия будет главной и в его абстрактных ассамбляжах 1950–1960-х, но они явно не главное в его творчестве. Первенство, конечно, за графикой, книжной, и не только. Это чувствуется и в знаменитых иллюстрациях к поэме «Двенадцать», хотя Блок здесь представлен и по-другому. Его Анненков рисовал на смертном одре – совсем не похожим на того Блока, какого все знают по сомовскому портрету 1907-го. Это видно в «зубастых» автошаржах, где художник то посадит себе на нос паука, то выпустит самоварную трубу изо рта, и дружеских шаржах. На рисованной юмореске – дача Чуковского в Куоккале, сцена – «За самоваром». За окном – березки, за самоваром – Корней Иванович с блохой на носу и «Чукоккалой. Собранием рисунков Репина за последние 100 лет» в руке (из книжицы выпрыгивает крохотный Илья Ефимович), сбоку от него Николай Евреинов подбрасывает рюмку, а подбородком на стол лег сам Анненков. Главенство графики у Анненкова доказывают и лучшие портреты друзей. К примеру, Евгения Замятина он рисует, не вовсе разрушая реалистичность образа, но опять-таки сильно его остраняя. Монтирует вокруг него осколки пространства, выхватывает харáктерные детали, «жонглирует» объемом и плоскостностью, «перебивает» статичные элементы динамичными. То свойство темперамента и почерка художника, которое Михаил Кузмин назвал быстрой воспламеняемостью. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
993
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
955
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
11826
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8396

Другие новости