0
5651
Газета Культура Интернет-версия

19.05.2020 19:11:00

Музейный бум и пандемия

Коронавирус еще повлияет на работу учреждений культуры

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, музеи, культура

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

On-Line версия

коронавирус, пандемия, covid 19, музеи, культура Европейские музеи начинают открываться, а вот когда российские откроют двери для посетителей – неизвестно. Фото РИА Новости

18 мая отмечали Международный день музеев – онлайн, разумеется. Музеи по всему миру планируют даты открытия для публики, меры безопасности и готовятся переосмыслять свою деятельность – ту ее часть, что открыта для зрительских глаз. Музейный бум 2010-х, который наблюдался и в России, после пандемии должен будет выйти на какой-то иной уровень.

Новости музейного мира несколько оживились сообщениями о постепенном открытии институций. Часть европейских музеев открывается в мае–июне (к примеру, в числе открывшихся 18 мая итальянских музеев – Музеи Ватикана, но, например, Галерея Уффици еще не принимает посетителей), но с некоторыми ясности пока нет. Так, в опубликованной Международной сетью кураторов голландского и нидерландского искусства (CODART) подборке указано, что открылись многие музеи в Германии (среди них – Картинная галерея в Берлине, Художественные собрания Дрездена, Старая пинакотека в Мюнхене и многие другие, но отнюдь не все). 30 мая вновь откроет двери для посетителей Музей истории искусства в Вене, а вот входящая в его состав Венская сокровищница – только в начале июля, сентября или даже октября. В первый день лета разрешено открыться большинству музеев в Нидерландах, включая Рейксмузеум. С другими музеями ясности пока нет. Возможно, в июне откроется Лувр: так указывает CODART, а директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова говорила, что музеи Франции и США откроются не ранее июля. По крайней мере до июня закрыты музеи Великобритании. Мадридский Прадо тоже еще не назвал дату открытия.

Часть проектов продлена (выставка Рафаэля в Scuderie del Quirinale должна была работать до 2 июня, но в этот день откроется и будет работать до конца августа), часть уже не откроется (как крупнейшая в истории выставка Яна ван Эйка в Генте), часть перенесена. Например, Архитектурная биеннале в Венеции, сперва отложенная с мая на конец августа, как теперь объявили, состоится в будущем году.

Что касается России, пока о возможном открытии в июле помимо Зельфиры Трегуловой сказала директор Пушкинского музея Марина Лошак. Понятно, что потери музеев в период закрытия огромны: еще в конце марта Лошак говорила ТАСС, что ежедневно это около 2 млн руб. Тогда же Трегулова оценила убытки в более чем 18,9 млн руб. за неделю. На сайте Ассоциации музеев (museumsassociation.org) Джонатан Нот приводит цифры для некоторых крупных европейских институций: в частности, потери венского Музея истории искусства и амстердамских Рейксмузеума и Музея Стеделийк составляют от 100 до 600 тыс. евро в неделю.

В период мирового карантина, который, правда, так и не был официально оформлен в РФ и заменен на самоизоляцию, именно культурные институции во многом помогают людям. Музеи выкладывают видеоэкскурсии и лекции, некоторые делают виртуальные панорамы выставок (в России тут в лидерах Пушкинский музей) – и все это бесплатно. Если вернуться к российским реалиям, то, конечно, каждый человек может помочь музеям, для этого продолжают работу их интернет-магазины, для поддержки музеев на их сайтах есть специальные кнопки. Понятно, что финансовых потерь это не покроет, хотя как символическая мера, безусловно, важно.

Те институции, у которых есть возможность, стараются помочь медикам. Музей современного искусства "Гараж" в апреле запустил акцию "Все будет хорошо": обеды из музейного кафе доставляют, в частности, врачам, волонтерам и беженцам. Другая частная институция - аукцион Владимира Овчаренко и Анны Гвасалия-Овчаренко Vladey - 16 мая провела торги "CПАСИБО ВРАЧАМ", по итогам которых удалось собрать 9,8 млн рублей. Эти средства пойдут на покупку средств защиты медработникам. А Мультимедиа Арт Музей (МАММ) на прошлой неделе запустил флешмоб #цветыврачам. Музей призывает выкладывать в сеть любые - сфотографированные или созданные самостоятельно - изображения цветов и отмечать знакомых врачей. Лучшие работы войдут в первую после открытия МАММ выставку, после которой устроят аукцион в поддержку врачей. Как пишут в музее, "это будет адресная помощь прежде всего тем из них, кто пострадал от вируса". Кроме того, вход в МАММ для всех медиков и студентов мединститутов всегда будет бесплатным.

Что будет в России с поддержкой музеев на уровне правительства, до сих пор не очень ясно. Скорее даже совсем неясно. Известно, что Эрмитажу (наряду с Большим театром) из резервного фонда выделят «бюджетные ассигнования в размере до 3 808 500 тыс. руб.» О других федеральных музеях таких новостей пока не было.

В России бум музеев сделал эти институции популярными для посещения – и этот же бум задал моду на путешествия по главным европейским выставкам. При этом, что уж там, до конца непонятно, чего в этой моде больше – желания открыть для себя что-то новое или желания светской жизни пойти в музей, «потому что все идут». Наверное, в обозримом будущем это хотя бы отчасти прояснится, ведь с выставками-блокбастерами, по-видимому, возникнут проблемы. (Пушкинский музей публикует на своей странице в Facebook интервью с руководителями европейских культурных институций о "поствирусной эпохе", там они делятся в том числе мнением о будущем проектов-блокбастеров).

Во-первых, российские музеи, как известно, делают выставки на спонсорские деньги (бюджетных на это давно не хватает), и это крупные суммы (напомним, Зельфира Трегулова говорила, что устроить ретроспективу типа верещагинской стоит около 30 млн руб.). Неизвестно, как будут обстоять дела со спонсированием после кризиса. Во-вторых, меры соблюдения дистанции, понятное дело, существенно ограничат «пропускную способность» и музеев в целом, и таких выставок в особенности. Следовательно, средства, которые музеи могут выручить сами на билетах, каталогах, сувенирной продукции, кафе и т.д., тоже существенно снизятся. Если увеличить стоимость билетов, это может отпугнуть часть зрителей. Может быть, стоит увеличить сроки работы выставок и соответственно сократить их количество на год, но это должно быть согласовано с правительственными требованиями к музеям.

Возможно, по крайней мере на время, придется переставить акцент с блокбастеров на более камерные проекты, на проекты исследовательские, тематические, дискуссионные. Этого на самом деле музейному буму с его ставкой на беспроигрышное не хватало. Но, вероятно, можно будет использовать инерцию этого бума, переставив акценты и пробуя заинтересовать публику чем-то менее известным и более сложным – тем, что ближе к научной деятельности музеев, а не к шоу. Вопрос, однако, упирается в давнишние требования Минкультуры России по увеличению посещаемости и росту внебюджетных доходов. Пока таких отмен анонсировано не было.

8 мая правительство обнародовало постановление «Об утверждении перечня видов культурной деятельности, осуществляемых музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций». Это касается в том числе доходов от выставок (та самая продажа билетов и пр.), экскурсий и лекций, фестивалей... Но, с одной стороны, как отмечал портал «Артгид», речь идет о региональных и муниципальных музеях, а не о федеральных и частных. А с другой – это не очень-то помогает в нынешней кризисной ситуации, поскольку бОльшая часть этого – те же лекции и экскурсии – не первый месяц музеями проводится бесплатно. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
1991
Учить японский трудно первые 25 лет

Учить японский трудно первые 25 лет

Владислав Дунаев

Реформа образовательной сферы Страны восходящего солнца совмещает культурные аспекты и науку

0
4129
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
4962
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
8042

Другие новости