Игорь Мухин. Москва, 1999. Фото из собрания МАММ
Фотобиеннале директор Мультимедиа Арт Музея (МАММ) Ольга Свиблова часто называет весенним фотополоводьем. Как обычно, фестивальные выставки должны были занять несколько площадок в Москве. В начале марта, когда прошло гала-открытие Фотобиеннале-2020, планировали, что в программе будет 40 выставок. Но пандемия, конечно, внесла существенные коррективы в «Бег времени», как в этот раз определена тема биеннале. Открылись выставки в МАММ, был запущен онлайн-проект «Наша Победа – 75» (9may.russiainphoto.ru), в котором 24 июня представят заключительную часть. Музейное здание на Остоженке возобновило работу 16 июня, но будет открыто до 28-го, потом закроется на ремонт до осени.
Мультимедиа Арт Музей – первый музей, в который я попала после возобновления работы муниципальных институций. В день – три сеанса, в 12.00, 15.00 и 18.00. Народу немного, но на входе придется подождать минут 15–20, поскольку запускают по одному: санитайзер на руки, измерение температуры, взамен вашей маски дают упакованные в пакет на молнии новые маску и перчатки. Надеваете бахилы и – вперед. Человеческая психология, похоже, не меняется: даже небольшая очередь провоцирует вопросы некоторых прохожих «как попасть?». Кассы внутри музея работают, то есть, видимо, если людей немного, можно купить билет и на месте. Внутри в воскресенье вечером посетителей – немного.
Из 11 выставок к сегодняшнему «Бегу времени» – между парадом, тем, как все и всё пошло на поправки, обнулением и т.д. – историческим фоном стали ретроспектива Эммануила Евзерихина (а его военные снимки представлены сейчас в онлайн-проекте «Наша Победа – 75»), «Новый реализм в российской фотографии. 1970–1990-е годы» Юрия Рыбчинского (помимо известных снимков куратор Анна Зайцева показывает и прежде не экспонировавшиеся, в том числе серию о путче 1991-го), «Геометрия света» Александра Слюсарева, напоминающая, что без этого классика современной фотографии мы живем уже 10 лет, и «Наши 1990-е. Время перемен» Игоря Мухина.
В объективе знаменитого фотографа ТАСС Эммануила Евзерихина страна маршировала парадами – военными, физкультурными, спортивными. Шеренги и колонны строили геометрию кадров. Официальная фотография была пропагандой пропаганды, которая – вместо сегодняшних билбордов – славила вождя хоть иллюминацией на фасаде Большого театра, хоть озелененной клумбой «Слава...» перед МГУ. В плане массовых мероприятий парады тут перемежаются снимками карнавала в Парке Горького и наблюдением праздничного освещения. Между всем этим идет жизнь, везут в роддоме восемь новорожденных, рабочий моет скульптуру атлета возле метро «Охотный Ряд», направив шланг с водой в невозмутимую физиономию.
Геометрия кадра, панорама распадается в снимках 1970–1990-х годов у Юрия Рыбчинского и 1990-х у Игоря Мухина. Участник праздничной демонстрации 1980-х у Рыбчинского – увиденный в толпе сутулый человек в меховой шапке и с огромным искусственным цветком, который он держит как зонт. 9 мая 1996 года у Мухина – это ветеран у киоска с хот-догами, у него вся грудь в орденах и тревожный взгляд куда-то вдаль.
Четко выстроенная Евзерихиным геометрия масс сменилась выхваченными из толпы людьми. Композиции перестали быть жестко упорядоченными, кадрирование стало динамичным, в кадр впустили случайность. Другой взгляд, другой ритм, другая интонация. И когда на снимке у Мухина маршируют караульные, полностью видны их длинные тени, но головы самих фигур – за кадром. У Рыбчинского это люди на улицах во время августовского путча, это совсем молодой Борис Немцов на трибуне, это Владислав Листьев, который берет интервью у Мстислава Ростроповича. 1990-е Мухина – это люди, пробирающиеся сквозь перекопанную Москву, это бабушка в платке, медленно идущая возле строительных лесов: ее согбенная спина – живая диагональ в этой геометрии стройки. Это митинг 1999-го у Госдумы. В панораме эпохи у Рыбчинского – разные фрагменты. Нацпаты-«памятники» – служащие молебен, съезд целителей «Чудотворцы России», вытрезвитель, исправительная колония, распутица в Печатниковом переулке, будто в глухой деревне, и мужик со шкафом посреди этой улицы. И – совсем другая реальность: среди снимков, специально напечатанных с негативов к выставке, – серия «Мастерская Ильи Кабакова» и съемка знаменитой выставки-акции «Баня», прошедшей в 1988-м в Сандунах.
«Геометрия света» Александра Слюсарева – о другом, и снова с другим ритмом. То есть здесь тоже повседневность, но все больше бессобытийная. Это тихая жизнь, поверхности стен, свет, подворотни, ливень в динамичном родченковском ракурсе, развевающаяся занавеска у дачного окна. И современники – Владимир Янкилевский на фоне своей работы, Игорь Мухин как раз в ту пору, когда он снимал 1990-е, пара, танцующая танго под портретом Маркса. И «Весна» 1972-го, где какой-то гражданин за круглым столиком кафе снят контражур. Немного напоминает кадры с Евгением Леоновым в кафе аэропорта из будущего фильма «Мимино».
Ход времени, бег времени, его созерцание. Выходишь на улицу, в 2020-й. Пандемия, парад, голосование...
комментарии(0)