0
5533
Газета Культура Интернет-версия

06.07.2020 18:07:00

Поколение XXI пришло в Третьяковку

Музей получил в дар около 150 работ известных современных художников

Тэги: третьяковская галерея, выставка, современные художники


третьяковская галерея, выставка, современные художники Коллекция Третьяковки дополняется произведениями молодых художников. Фото агентства «Москва»

Выставка «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина», открывшаяся в Новой Третьяковке, – первый новый проект галереи после возобновления работы для зрителей. В фокусе внимания, а теперь и в собрании музея (работ большинства авторов прежде в галерее не было) – успешные художники, начавшие карьеру в нулевых. Собственно дар, а также произведения, купленные на пожертвования фонда Смирнова и Сорокина, – это 150 работ. Больше сотни из них вошли в выставку, которую кураторы – завотделом новейших течений Третьяковской галереи (ГТГ) Ирина Горлова, научный сотрудник этого отдела Игорь Волков и арт-директор фонда Смирнова и Сорокина, художник Владимир Логутов, – выстроили как попытку обобщить идеи и тенденции последних 20 лет.

Все и всегда говорят, что нужно покупать современное искусство в музеи – и что нужно приобретать работы молодых художников, пока эти самые работы не разошлись по другим собраниям и не подскочили в цене. Музеи всегда напоминают, что на закупки денег нет, и главная надежда – на дары. Третьяковке передавали работы современных художников, в частности, Cosmoscow, Винзавод, Марат Гельман (выставку подаренного Гельманом показали в конце февраля, но дар Смирнова и Сорокина был оформлен раньше).

В эфире «Эха Москвы» Ирина Горлова сказала, что произведения нулевых в коллекции ГТГ долгое время исчислялись лишь единицами и десятками. Владимир Смирнов и Константин Сорокин, чей фонд был создан в 2008-м для поддержки молодых художников, предоставили музею карт-бланш на выбор работ из своей коллекции, а кроме того предложили составить «список желаний», и почти все эти произведения были приобретены.

Игорь Волков прокомментировал «НГ», что в галерее не было, в частности, работ Таус Махачевой (директор ГТГ Зельфира Трегулова еще три года назад говорила, что хотела бы, чтобы произведения Таус появились в собрании Третьяковки, см. «НГ» от 04.09.17). Не было работ Аслана Гойсума (Гайсумова), Полины Канис, Оли Кройтор, Кирилла Кто, Светланы Шуваевой, Андрея Сяйлева и многих-многих других. (Но, заметим, зато сейчас Третьяковской галерее передана довольно ранняя вещь Гайсумова, вошедшая в серию «Без названия (война)», через два года после того, как эта серия привлекла внимание многих в основном проекте III Биеннале молодого искусства в 2012-м и заставила следить за стремительным развитием художника.) Проще сказать, чьи работы в собрании ГТГ были и сейчас к ним добавились новые. Среди 50 художников и объединений, о которых сейчас идет речь, таких, увы, меньшинство. Это Андрей Кузькин, арт-группировка ЗИП, Ирина Корина, Хаим Сокол, Миша Most, Арсений Жиляев, Владимир Логутов и еще несколько художников. Из 150 переданных ГТГ работ около 35 были специально для нее куплены, в том числе большая часть видео.

При всей значимости информационного повода и заполнения лакун «Поколение XXI» – еще и просто хорошая, четкая по композиции и важная по содержанию выставка. Несмотря на то что трудно структурировать настоящее как длящийся процесс и строить выставки даров, то есть произведений часто очень разных по мировоззрению и «почерку» художников (к слову, комментарии большинства авторов к своим работам есть в аудиогиде на IZI.Travel). Произведения объединяли по разным критериям, получились разделы «Монохромность и аскетизм: экономия художественных средств», «Игра», «Отвоевывая пространство», «Память», «На полях. Эстетика локального» и «Возможность красоты».

В сегодняшних реалиях часть «Отвоевывая пространство» воспринимается как нерв выставки. Вместе с работами Миши Most в залы приходит эстетика уличного искусства: холсты из серии «Диалоги» 2009 года – это символично закрашенные, будто несанкционированные граффити, статьи Конституции РФ. Сделанные Владимиром Логутовым на митингах 2011–2012 годов видео из серии «Пауза» (они и правда словно поставлены на «паузу») – по словам кураторов, «метафора общества, застывшего в состоянии ожидания перед неопределенным будущим». В этих экранах отражается привычное железное «Заграждение», только сделанное из люминесцентных ламп: Сергей Прокофьев дает лаконичный и емкий образ эпохи.

Логично, что следом оказывается раздел «Память». Она здесь трактована в основном в политическом ключе – как прошлое, продолжающее жить в настоящем, коллективном и частном. На уровне локального и личного эту тему подхватывают некоторые работы из выставочной части «На полях. Эстетика локального».

«Поколение XXI» начинается здесь реакцией на консюмеризм тучных нулевых, по-разному отраженной в первом разделе «Монохромность и аскетизм: экономия художественных средств». «Упражнение» Ани Желудь – металлический остов, остающийся в рамках строгой геометрии и отбрасывающий на стену тень, которая стала столь же осязаемой (или, наоборот, эфемерной), что и железная фигура. Андрей Кузькин в перформансе «Противостояние» (в ГТГ передана его видеодокументация) смывает с журнальных страниц «глянцевые» тексты с лживым «глянцевым» содержанием. В конце концов кураторы приводят зрителя к залам «Возможность красоты» – с тем, чтобы показать, как это понятие переосмыслено, и это тоже своеобразный ответ на тему-вопрос, с которой начиналась экспозиция. Но завершается все на довольно тревожной ноте.

Структура показа отражает вопросы, которые время задает искусству, в данном случае – 2000–2010-х. Это искусство умеет видеть в деталях метафоры, оно комментирует эпоху, смыкаясь с повседневностью и одновременно дистанцируясь от нее. Эпохе на ее вопросы и вызовы художник может ответить личным жестом, поступком. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1391
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1345
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12290
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
8654

Другие новости