Музыканты для выступления на фестивале собирались в концертных залах, откуда велась трансляция. Фото © Phil Dera/reMusik.org
Ежегодный фестиваль reMusik.org должен был пройти на традиционных для него петербургских площадках (Концертный зал Мариинского театра, Мастерская Аникушина, Новая сцена Александринского театра) – и не в июле, а в мае. Но пандемия коронавируса заставила фестиваль, как и все музыкальные события, уйти в интернет. Альтернатива в виде свободной рассадки музыкантов под открытым небом Северной столицы была невозможна: в концертах участвуют зарубежные ансамбли. Поэтому команда форума под руководством композитора Мехди Хоссейни решилась на беспрецедентный шаг в виде бесплатной онлайн-трансляции, которую может посмотреть любой желающий на сайте Центра современной академической музыки reMusik.org.
Для мира contemporary music – явление, практически не имеющее аналогов. Каждый день – до 9 июля – выступают знаменитые коллективы, специализирующиеся на исполнении музыки XX–XXI веков, причем не у себя дома, глядя в экран монитора, а на концертных площадках, на сцене, окруженной софитами и оборудованной профессиональными камерами. В таком же формате – на сцене Большого зала Московской консерватории – совсем недавно прошел концерт ансамбля «Студия новой музыки»: программе дали символическое название «Сто дней одиночества».
В программе фестиваля reMusik.org – только российские и мировые премьеры, большинство пьес написаны в период локдауна, но самая «возрастная» из них датируется 1974 годом. Примечательно, что подавляющее большинство фестивальных композиторов – участники «Композиторских курсов» reMusik.org, которые состоялись незадолго до начала форума. Молодые авторы (самому «младшему» всего 21 год) из Китая, Израиля, Швеции, Бельгии, Украины и других стран соседствуют с маститыми мэтрами новой музыки, такими как французский классик Филипп Юрель, профессор Московской консерватории Юрий Каспаров, и с известными педагогами Рафаэлем Сендо и Оскаром Бьянки, ставшими в нашей стране почти «своими». Но не связь поколений – главная идея фестиваля, а наглядная демонстрация музыки самых разных жанров, направлений, форматов, способных удивить самого осведомленного слушателя: это и перформанс Wings с пенопластовыми щитами от саундартистки Кэти ван Эк, и «Бранль ангелов» Владимира Раннева, где музыканты рассекают воздух рыболовными удилищами, и пьеса ricercar Юрия Акбалькана, в которой обыгрывается идея обнуления (вот уж актуальнее сочинения не придумаешь!). А для тех, кто жаждет зрелища, приготовлены робот-дирижер (performance is a monster Андреаса Эдуардо Франка), видеодвойники музыкантов в Exit to Enter Михаэля Байля, электронные дроны в Sad Music for Lonely People Наташи Диэлс и прочие аудиовизуальные «фокусы».
В фестивале принимают участие ансамбли с мировой известностью, начавшие свои репетиции сразу после снятия ограничений. Это – легендарный ансамбль Les Percussions de Strasbourg, перкуссионисты, сыгравшие несколько сотен сочинений contemporary music; швейцарский коллектив Lemniscate, активно использующий электронику и мультимедиа (взявший, кстати, название от одноименной алгебраической кривой); швейцарское трио Saeitwind – саксофон, аккордеон и виолончель; немецкий коллектив Adapter, любящий суперсложные способы воспроизведения звука. Российские музыканты – виолончелистка Юлия Мигунова и Московский ансамбль современной музыки – в очередной раз покажут свой отличный исполнительский уровень (а МАСМ почтит память недавно ушедшего петербургского мастера – композитора Сергея Слонимского). Расписание трансляций фестиваля доступно на сайте reMusik.org, перед концертами проходят творческие встречи с композиторами и воркшопы. Так и хочется добавить – оставайтесь дома.
комментарии(0)