0
5141
Газета Культура Интернет-версия

27.07.2020 17:50:00

"Открытая галерея" Натальи Тамручи – точка сборки арт-пространства

Историк искусства Анна Романова о выставке "Искусство как область свободы"

Тэги: ковчег, выставка, открытая галерея, наталья тамручи, интервью


ковчег, выставка, открытая галерея, наталья тамручи, интервью Наталья Тамручи и Юрий Альберт на одном из вернисажей «Открытой галереи». Фото из архива Натальи Тамручи

В галерее «Ковчег» идет выставка «Искусство как область свободы. Круг Тамручи», сделанная в память об историке искусства, кураторе и галеристе Наталье Тамручи, ушедшей 24 января этого года. В свое время из полуподвальной мастерской в Трубниковском переулке Тамручи создала современное выставочное пространство. Ее «Открытая галерея», работавшая здесь с 2009 по 2016 год, стала важной точкой на арт-карте Москвы. Историк искусства Анна Романова рассказала корреспонденту «НГ» Дарье Курдюковой о выставках и художниках «Открытой галереи» и о том, что исследования Натальи Тамручи планируют издать отдельной книгой.

Анна, «Открытая галерея» работала с 2009 по 2016 год, наверное, многие произведения художников разошлись по разным коллекциям. Трудно было их искать?

– Эта выставка была задумана друзьями Наташи Тамручи. Непосредственно экспозицией и отбором работ занимались кураторы и художники – Ирина Горлова, Андрей Кузькин, Иван Лунгин, Сергей Сафонов, Игорь Чувилин и я. Выставка проходит в пространстве бывшей «Открытой галереи» – сейчас галереи «Ковчег», кураторам которой Наташа сама предложила сотрудничество и совместные проекты несколько лет назад. Произведения предоставили сами художники, к коллекционерам мы не обращались – не было такой необходимости. Большинство работ участвовало в выставках «Открытой галереи», поскольку нам было важно напомнить о кураторских проектах Наташи Тамручи, а не просто обозначить круг близких ей художников. Какие-то работы пришлось разыскивать, например, произведения Александра Бродского, но в итоге все получилось, и на выставке можно увидеть его лайтбокс 2010 года.

Наталья Тамручи показывала очень разных и в плане поколений, и в смысле концепций художников – от Дмитрия Плавинского, Юрия Альберта до Хаима Сокола. По какому принципу вы отбирали работы?

cult-1-t.jpg
Выставка "Искусство как область свободы.
Круг Тамручи". Слева - инсталляция из ящиков,
оставшихся после перформанса
Андрея Кузькина "Все впереди!" (2011). Справа -
"Оптическая минералогия" (2009) Сергея Шутова.
Фото предоставлено галереей "Ковчег"
– Мы ориентировались на каталоги галереи, где Тамручи сама обозначила границы «своего круга». Наташа хорошо знала московских концептуалистов: Андрея Монастырского, Игоря Макаревича, Елену Елагину, Веру Хлебникову, Ирину Нахову – весь этот круг. С ним она начала работать как галерист и куратор, но очень быстро втянула в свою «орбиту» интересных ей художников, из нового на тот момент поколения – уже упомянутого Андрея Кузькина, Ивана Лунгина, группу «МишМаш», Ивана Дубягу, Константина Аджера и других. Тамручи постоянно находилась в поиске новых художников и идей, не обращая особенного внимания на направления или медиумы. Например, Иван Лунгин и Нина Керцелли много работают как живописцы, и Наташе это тоже было интересно, – она задавалась вопросом: насколько сегодня возможно существование «чистого искусства», вне социальной повестки? Для контраста: в 2012 году ей показалось важным сделать выставку Григория Ющенко – художника-панка, входившего в питерское объединение «Галерея PARAZIT». В какой-то момент Тамручи заинтересовала фотография, и в 2013 году она сделала выставку Сергея Лебединского и Владислава Краснощека. Эти имена известны не каждому профессионалу, а между тем они прекрасные фотографы с очень оригинальным искусством, в чем также можно убедиться на выставке. Тамручи могла быть куратором выставки или ее менеджером, который помогал художнику в его проекте, – это было неважно. Важно, что она становилась единомышленником художника, иногда ее участие в проекте было определяющим для его реализации.

Современное искусство воспринималось Тамручи как неотъемлемая часть мировой культуры, в ее статьях, в том числе посвященных современному искусству, всегда есть отсылки к историческому контексту. В принципе ее выставки – «Тайная жизнь тел» (2009), «Мужское начало» (2009), «Город» (2009), «Соблазн» (2009), «Воспоминания и сны» (2010) – можно было сделать на материале любой эпохи – от античности до модернизма, настолько универсальными и вневременными являются эти темы.

cult-2-t.jpg
Наталья Тамручи и Анна Романова
в Новой Третьяковке. 2017.
Фото из архива Натальи Тамручи
предоставлено
организаторами выставки
Некоторые проекты ее галереи – например, перформанс Андрея Кузькина «Все впереди!» 2011-го, документацию которого вы сейчас тоже показываете, – стали вехами в развитии современного искусства. Где сейчас хранятся ящики с вещами, от которых он тогда освободился, замуровав их на 29 лет?

– Да, это был очень важный проект для «Открытой галереи», еще и потому, что после него Наташа стала делать персональные выставки своих художников, чего изначально не предполагалось. На выставке в 2011 году инсталляция Андрея Кузькина, состоящая из 59 железных ящиков, занимала все пространство «Открытой галереи». Потом около 20 ящиков разошлись по музейным и частным коллекциям. Мы показываем шесть ящиков, которые оказались доступны, остальные хранятся и ждут своего часа. Этот проект рассчитан на долгую перспективу: в 2040 году Андрей Кузькин планирует сделать выставку, по возможности собрав все ящики.

Название выставки перефразирует заголовок статьи Натальи Тамручи «Безумие как область свободы», посвященной неофициальной культуре в разных ее аспектах и опубликованной по-русски как раз в 2009-м, когда заработала «Открытая галерея». Для Тамручи как для историка искусства тексты как исследование ведь были очень важны.

– Да. Наташа Тамручи много писала как историк искусства и как критик. Кстати, ее дипломная работа в МГУ была посвящена Михаилу Врубелю, и тема безумия впервые возникла в ее исследованиях именно в связи с его творчеством. В 1995 году в австралийском издательстве Craftsman house вышла серия о российском искусстве, для которой Тамручи написала две книги – «Московский концептуализм» и «Опыты безумия», где тема безумия рассматривалась уже в контексте современного искусства. Сейчас есть планы сделать ее сборник, я надеюсь, это получится. Может быть, в сборник войдут фрагменты этих текстов, потому что на русском языке ее исследование о безумии было опубликовано намного позже, в виде той статьи, которую вы упоминаете, а материалы о московском концептуализме, если и издавались, то скорее всего тоже в виде отдельных текстов.

В 1990-е она поменяла сферу деятельности и ушла в дизайн. Потом, используя этот опыт, смогла самостоятельно создать галерею с нуля, придумав в ней все, вплоть до оригинальных светильников.

– Когда Наташа исчерпывала для себя какую-то тему, то переставала ей заниматься. Так, в середине 1990-х она ушла в интерьерный дизайн и добилась там определенных успехов, даже получала профессиональные премии, не будучи по специальности ни архитектором, ни дизайнером. Пространство ее галереи – это замечательный пример ее таланта и вкуса. Когда она решила открыть в заброшенном подвале галерею – всей реконструкцией руководила лично, сама придумала дизайн, продумала каждую мелочь. «Открытая галерея», которую создала Тамручи, – одно из самых необычных и красивых галерейных пространств в Москве.

cult-3-t.jpg
В Московском музее современного искусства
на открытии выставок Андрея Кузькина
"Право на жизнь" и "Протезы замещения"
группы "МишМаш" в 2016 году.
Фото из архива Натальи Тамручи
предоставлено
организаторами выставки
Почему галерея закрылась в 2016-м?

– Формально она не была закрыта. Да, прекратились галерейные выставки, но, возможно, Тамручи не была готова работать с молодыми художниками, с поколением миллениалов. Не была готова их представлять, что-то им предложить как куратор, не чувствовала в себе запала, чтобы их на что-то сподвигнуть или что-то из них вытащить, то есть решила взять паузу. Но это не значит, что она не вернулась бы, вдохновившись какой-то идеей или художником. Те, кого Тамручи подхватила в конце нулевых – Андрей Кузькин и Иван Лунгин, Аня Желудь, – были ей созвучны, и она продолжала с ними работать. В 2016 году в Московском музее современного искусства Тамручи сделала две выставки: Андрея Кузькина «Право на жизнь» и группы «МишМаш» «Протезы замещения», которые были объединены в один проект. Наташа предложила показать в музее последние проекты художников, переосмысляющие их опыты перформансов и традицию московского концептуализма. У нас на выставке они тоже находятся в одном зале, в этом же зале представлены работы Андрея Монастырского. Такой поколенческий диалог был очень близок Тамручи, и я рада, что на выставке нам удалось напомнить о ее кураторском подходе и показать разнообразие художественных практик, существовавших на переломе нулевых в отечественном современном искусстве.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
1446
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
1400
Об оружии в обмен на мирные переговоры

Об оружии в обмен на мирные переговоры

В сложившихся условиях Зеленский едва ли может что-то требовать у Запада

0
3290
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12356

Другие новости