Дезинфекция прочно войдет в быт театров и концертных залов. Фото агентства «Москва»
Глава Роспотребнадзора Анна Попова еще 21 июля подписала распоряжение, предписывающее правила работы в концертных залах и театрах. На стол руководителей и в открытые источники они попали несколькими днями позже. Если суммировать свод правил в целом, можно сказать, что полноценная работа театра или зала попросту невозможна.
Концертные залы, впрочем, могут выкрутиться – самые строгие ограничения касаются работы оркестров, которым разрешили традиционную рассадку с условием ограничения духовиков прозрачными ширмами и запрета продувать инструменты на сцене во время концерта. Репетиции предписано проводить исключительно с соблюдением дистанции, специальные указания даны опять же по использованию духовых и их обработке. Но к этому руководители все же готовились, искали квадратные метры на репетиционных базах, гримерках и местах для переодевания. Главное – филармонии и концертные организации могут составлять полноценную афишу, а меры ограничения касаются лишь заполняемости зала – она ограничена 50% слушателей.
Все остальное – обязательные маски для слушателей (их разрешили продавать), дезинфекция в зале и за кулисами, условия вентиляции и т.д. – кажется уже минимальными неудобствами.
Буфеты, к слову, в традиционном виде запрещены: возможна только продажа пакетированных напитков – никакого разлива и стаканчиков. Впрочем, наверное, спиртное в маленьких самолетных бутылочках и не запретят.
А вот театральный репертуар – под угрозой, особенно балетный и оперный. Тесный контакт артистов запрещен, массовые и хоровые сцены – тоже. Сверстанные на сезон – а у иных театров и на несколько – планы под угрозой отмены или перевода в «полуфабрикатное» состояние: танец под фонограмму, выбор опер без хора, моноспектакли… Отказ от полноценных репетиций – все это ставит не просто количество, но и качество спектакля под угрозу. Все-таки искусство не терпит компромисса. И если поначалу зрителю будет все равно, лишь бы встретиться с живым, настоящим театром (оркестром и т.д.), то рано или поздно этого станет мало, захочется прежних полнокровных, полноценных ощущений, захочется пережить катарсис, редкий и в «старом» мире, чего уж говорить о новом, где все зажато в рамки ограничений.
Вместе с оперой под угрозой темперамент. Так, один из пунктов распоряжения Роспотребнадзора гласит: «Поющие и выразительно говорящие артисты на репетиции соблюдают дистанцию не менее 4 м». Вся надежда на дирижера, который тоже должен находиться на значительном расстоянии. И т.д. и т.п.
На Западе правила не менее жесткие, поэтому интенданты ищут возможность к ним приспособиться. Так, Цюрихская опера не отменяет премьеру оперы Мусоргского «Борис Годунов», предполагающую и расширенный состав оркестра, и огромный хор (народная драма) – оба коллектива будут находиться в других помещениях, а звук будет транслироваться в зал. Наверное, дирижеру после репетиций и премьеры нужна будет путевка в санаторий – организовать и выдержать этот процесс может только сильнейший. В данном случае – украинский дирижер Кирилл Карабиц.
комментарии(0)